Собственным блогом уже никого не удивишь. Но чем популярнее они становятся, тем острее встает проблема мистификаций. Повсеместный обман настолько пропитал мир блогов, что современная блогосфера вообще имеет мало общего с реальностью. Блоги – это некий потусторонний мир, зачастую лживый и фантастичес
ий. Этой проблеме посвящена недавняя статья в NYT, на которую ссылается Вебпланета. Газета New York Times является своеобразным оплотом традиционной журналистики, и поэтому неудивительно, что она клеймит позором своего “идейного врага” – блоги.
Некоторые “горячие головы” окрестили блоги “новым типом журналистики”, что заставляет серьезно относиться к “феномену коллективных медиа”. Но это преждевременно. Онлайновые дневники явно еще не доросли до серьезных отношений.
Обман – это проблема многих блогов. Даже честный, искренний блоггер со временем неизбежно превращается в обманщика, считают журналисты NYT. “Чем чаще появляются постинги, чем больший резонанс они вызывают, чем интереснее тема обсуждения – тем больше люди начинают выдумывать”, – пишет газета. Это новое воплощение старого феномена литературных мистификаций – так считает директор Музея онлайновых мистификаций (http://www.museumofhoaxes.com). Уж он-то знает, о чем говорит.
Казалось бы, блоги в наше время ведут все кому не лень. Вон, даже Билл Клинтон недавно начал публиковать свой дневник (http://billclintondailydiary.blogspot.com) в онлайне. Однако, если почитать его внимательно, то становится ясно, что это – подделка.
Действительно, доверять информации из блогов могут только неопытные интернетчики. По словам Стива Рубеля (Steve Rubel), который ведет блог “Микросекта” (http://steverubel.typepad.com/micropersuasion), опытные пользователи более склонны подвергать сомнению информацию из онлайновых дневников. Но даже эти “ветераны блогов” излишне расслабляются, когда заходят по ссылкам, присланным их друзьями. “Если друг сообщил тебе веб-адрес, то ты определенно думаешь, что там нет обмана”, – удрученно заключает Стив Рубль.
Многие блоги имеют профессиональный вид и по дизайну выглядят словно серьезные новостные сайты, что вводит в обман неопытных интернетчиков. Кто может предположить, что такой серьезный с виду сайт поддерживается силами одного подростка из восьмого класса? Только в интернете возможно, чтобы к его мнению прислушивались, скажем, бизнесмены или ученые, случайные гости этого сайта.
Говоря о лживой сущности блогов, газета NYT продолжает перечислять их недостатки. Например, порождение специфических слухов в блогосфере. Тысячи блогов представляют собой настоящую питательную среду для появления и распространения слухов. Словно вирусы, “утки” в блогах мгновенно распространяются по миру. В качестве примера приводится “Блог Джейн” (http://jane.blogs.com) – дневник молодой излишне сексуальной девушки из LA, которая притворяется вымышленным персонажем из телешоу “Хорошие девочки этого не делают” (http://www.oxygen.com/goodgirls, продюсеры с ТВ специально завели этот фиктивный блог). Множество людей с удовольствием читают заведомо лживые сексуальные истории, которые сочиняются профессионалами с ТВ. Некоторые читатели даже принимают эти байки за чистую монету.
Что еще случается с блогами? Частенько они просто исчезают без объяснения причин. Тысячи людей, которые за годы ежедневного чтения дневника уже практически сроднились с его автором, оказываются брошенными, обманутыми и одинокими.
Еще хуже, если читатели узнают, что автор блога оказался совсем не тем, за кого он себя выдавал. Так, газета NYT приводит пример (http://plainlayne.dreamhost.com) молодой симпатичной лесбиянки, которая три года публиковала свои фотографии, рассказывала о своей жизни и переписывалась с поклонниками, а потом оказалось, что это вовсе не привлекательная девушка, а 35-летний страшный компьютерщик из Миннесоты. И сколько таких