Объемы DVD- продаж в последнее время находятся в состоянии свободного падения. Потенциальные зрители перекочевывают на сайты с низкопробными роликами формата YouTube. YouPorn можно назвать одним из самых ярких представителей подобных сайтов. Любительское видео набирает силу. В индустрии адалт-развлечений сейчас происходит примерно то же, что и на мейнстримном видео-рынке – только в порно все <по-взрослому>, намного жестче и активнее.
В пятницу, 18 мая, Стив Хирш (Steve Hirsch), основатель Vivid Entertainment Group, ожидал загадочного посетителя. Однако Стефан Поль Джонс (Stephen Paul Jones) опаздывал. Джонс, фигура совершенно неизвестная в порно-мире, наконец прибыл в девственно-белый зал для посетителей Лос-Анжелесского отделения Vivid, извиняясь и оправдываясь. Его частный самолет сломался, и ему пришлось лететь коммерческим рейсом. Хирш, в футболке и джинсах, не посчитал эти объяснения достаточно убедительными. Но поговорить с Джонсом ему хотелось, поэтому лапшу с ушей он снимать не стал, а просто представил гостя двоим другим сотрудникам компании Vivid. Все четверо расположились в конференц-холле, и Джонс сразу же приступил к делу. Он хотел продать Vivid свой вебсайт, YouPorn.com.
Уже из названия понятно, что YouPorn дает возможность пользователям загружать практически ничем не ограниченное количество хардкорного секс-видео и просматривать его – бесплатно. Клипы на YouPorn, созданные пользователями, – подобно контенту на YouTube, аналогии с которым напрашиваются уже из названия, – варьируются от самой низкопробной любительской съемки до профессиональных работ высшего качества. Опять же, подобно YouTube, уровень трафика на сайте значительно превышает уровень его доходности. Спустя девять месяцев после запуска, в сентябре 2006, YouPorn разогнали до 15 млн. уникальных посетителей в мае, – так сказал Джонс руководителям Vivid. Аудитория сайта увеличивалась на 37,5% в месяц. Сейчас YouPorn является адалт-сайтом №1 в мире, в то время как платный сайт Vivid.com, стоит в мировом ранкинге на 5061 месте. Согласно данным Alexa, компании, которая составляет рейтинги вебсайтов, совокупный ранкинг YouPorn выше, чем у CNN.com (84), About.com (114) и Weather.com (195). (Это усредненные показатели за трехмесячный период с середины июня по середину сентября.)
Джонс, широкогрудый блондин в спортивной куртке, сумел втереться в доверие обитателям Силиконовой Долины. Хирш отметил, что он не раз упоминал свой Стенфордский диплом MBA. Предлагал также кипы документов и референций, делая упор на мировой масштаб YouPorn. (По его словам, только 12% трафика приходятся на Соединенные Штаты). Джонс сообщил, что он является совладельцем YouPorn, вместе с молодым малайзийцем, проживающим в Австралии. Говорил, что возможности сайта, учитывая его трафик, весьма разнообразны: знакомства, гемблинг, мобильный контент, pay-per-view, вебкамы (которые уже весьма популярны в Китае), и т.д. Он поделился своими мечтами о превращении YouPorn в <очень известный бренд, возможно уровня Virgin в адалте>. По мере того, как Джонс ворковал, Хирш сотоварищи обменивались удивленными взгядами. Малайзия?
Однако YouPorn их весьма заинтриговал – и даже огорошил своими масштабами. За последнее время, Интернет стал реально угрожать доходам порно-студий. Продажи DVD, на которых когда-то зиждилось финансовое благополучие Vivid, с 2004 года упали почти на 50%. Массовое производство дешевых сетевых фильмов украло часть рынка у компании, которая специализировалась на секс-картинах высокого качества. Vivid и его ближайшие соперники-Wicked Pictures, Evil Angel, Digital Playground, Red Light District, Penthouse Media Group, Hustler и др., встали перед лицом масштабного кризиса, подобного тому, что случился в музыкальной индустрии после революции файло-обмена, или в области частных объявлений после появления CraigsList.
Встреча продолжалась около часа. Пока Хирш слушал доклад Джонса, он прикидывал риски от приобретения YouPorn. В адалте Хирш работал уже достаточно давно, чтобы иметь представление о законодательных подводных камнях – это было для него основным вопросом. Каким образом можно проверить возраст участников этих многочисленных секс-видео? Да и возраст аудитории тоже отследить сложно.
Но пока что Хирш решил отставить в сторону эти вопросы, и сфокусироваться на бизнес-задаче. Как, в реальности, можно заработать на этом сайте? Все возможности бесплатны, и, как признал Джонс, рекламные доходы мизерны – около 120 000$ в месяц. Джонс сказал, что его самого вопрос бизнес-модели не очень интересует. Он планировал собрать максимально возможную аудиторию, и затем <уйти> в пользу солидной компании, у которой есть ресурсы и знания для того, чтобы превратить трафик в доход. Нет, он не рассчитывает на 1,65 млрд. долл., которые Google заплатил за YouTube, и даже не мечтает о 580 млн. долл. , уплаченных Рупертом Мердоком за MySpace. Джонс сказал, что готов расстаться с YouPorn за 20 млн. долларов. Хирш ответил, что он будет на связи.
“Не вижу в этом никакого смысла”, – сказал мне Хирш спустя месяц. В вечернем июньском мареве, он сидел за своим столом из дубового дерева, на котором стояла пара мониторов. Один из них был настроен на Bloomberg News, на втором проигрывался клип YouPorn, в котором обнаженная женщина развлекалась с кислородной маской. “Они попросту раздают порно… Заработать на этом можно разве что болтов тачку”.
Хирш, подтянутый тренированный мужчина 46 лет, – одна из самых влиятельных фигур в индустрии адалт-развлечений. Само воплощение респектабельного, здравомыслящего торговца непристойностью, он живет с женой и двумя детьми в отделенном от остального мира пригороде Сан-Франциско – Долине Сан-Фернандо, всемирной столице адалта. Он ведет показательно здоровый образ жизни, сторонится шумных вечеринок, и отдает предпочтение спокойным хобби – коллекционированию доисторического янтаря, например.
Биография Хирша в секс-индустрии началась довольно давно. Его отец, по словам Хирша, в 70-х годах оставил свою карьеру биржевого брокера в Кливленде, и подался продавать “фильмы для холостяков” под флагами порно-пионера Робена Штурмана (Reuben Sturman), который загремел в конце концов в тюрьму за уклонение от уплаты налогов. Хирш начал работать у Штурмана во время учебы в колледже, и Штурман внес немалую лепту в становление молодой порно-одаренности. В 1984, когда Хиршу было 23, он выступил соучредителем Vivid с новаторской в то время идеей – нанимать актрис на эксклюзивно контрактной основе и затем продвигать их, подобно звездам старого доброго Голливуда. Он поспел как раз ко времени заката VCR, что послужило немалым толчком к развитию Vivid. Более десяти лет компания являлась крупнейшим в мире продюсером адалт-видео, отчасти потому, что Хирш многое перенял у голливудских студий – за которыми он мог наблюдать из окна своего офиса: дорогие декорации, громкие имена (одна Дженна Джеймсон чего стоит), красивую упаковку. Его фильмы весьма дорогие, по стандартам порно-индустрии. Он говорит, что стоимость их колеблется от 50 до 300 тысяч долларов, плюс 20 тысяч на маркетинг и распространение. В розницу они продаются по 25 долларов за DVD. Компания производит приблизительно 60 видео в год и стрижет порядка 100 миллионов долларов годового дохода.
Однако в последнее время для Vivid и ближайших конкурентов наступили не лучшие времена. Три года назад, 80% дохода Vivid приходилось на продажи DVD. Сейчас Хирш оценивает эту долю в 30%, остальные поступления идут от подписок на Vivid.com, pay-per-view TV, интернет-видео на заказ, мерчандайзинг и услуги в сфере мобильных телефонов. Продажи DVD в Штатах только за последний год снизились на 35%. Его доходы остались на том же уровне, говорит он, но только за счет снижения затрат. Хирш прогнозирует, что в течение 5 лет продажи DVD сойдут на нет.
Положение Vivid безрадостно, но не уникально. Беда с DVD затронула всю Долину – начиная с мульти-миллионных корпораций, и заканчивая мелкими торговцами. Общий объем продаж уменьшился в 2006 году на 11%, и составил 3,8 млрд. долл., согласно данным Adult Video News. Компания Хирша делит большую часть рыночного пирога с другими двадцатью компаниями, каждая из которых заявляет о более чем 20-миллионных ежегодных доходах. Далее следуют порядка сотни продюсеров, которые поднимают от 500 тысяч до 5 миллионов долларов в год – так оценивает рынок Поль Фишбейн (Paul Fishbein), президент Adult Video News. Эти компании снимают низкобюджетные фильмы, расходуя 10 тысяч долларов и менее (иногда гораздо меньше) на фильм. “Эти мелкие компании пыжатся, чтобы продать 1000-1200 DVD по 8-10 долларов за штуку”, – говорит Фишбейн. “Это едва окупает расходы на производство низкопробных фильмов.”
И закат DVD-эры будет идти все быстрее. “Мы станем свидетелями стремительного падения”, – комментирует Фишбейн. “Продюсерам Долины остается надеяться, что Интернет-продажи создадут хоть какую-то отсрочку. Надежда умирает последней”.
По мере роста доли американских Интернет-пользователей с широкополосным доступом (47% +), потребители все больше “подсаживаются” на мгновенное удовлетворение потребностей посредством Web-видео. При этом внезапно возникла глубокая пропасть между потреблением и продажей порно. За последний год продажи адалт-контента через Интернет выросли на 14%, до 2,8 млрд. долл., однако эти показатели могли быть намного выше, если бы не растущая конкуренция со стороны бесплатных ресурсов, особенно адалт-сайтов с контентом, создаваемым самими пользователями.
Пока что крупнейшие игроки рынка пытаются бороться с этим путем создания сайтов с подпиской, которые предоставляют пользователям доступ к огромным хранилищам контента в обмен на оплату подписки, чаще всего месячную. Vivid.com можно отнести к числу достаточно успешных. 40000 подписчиков, которые платят по 30 долларов в месяц, говорит Хирш, позволяют получать с сайта порядка 15 миллионов годового дохода. Али Джун (Ali Joone), основатель Digital Playground, просит за месячную подписку столько же и рапортует о примерно таком же количестве подписчиков.
Подобно ТВ-сетям и видео-студиям на другом фланге рынка, порно-компании отчаянно пытаются разнообразить свое предложение, нарезая фильмы на компактные части, которые можно продавать через постоянно развивающиеся цифровые каналы дистрибуции. Начиная с модели “поминутной оплаты” на сайтах “видео-по-запросу” (Adult Entertainment Broadcast Network и Hotmovies.com), и заканчивая 4-6 минутными клипами для просмотра на мобильных устройствах, индустрия пытается пересмотреть старую бизнес-стратегию 90-минутных фильмов, и приспособить ее к рынку микроплатежей.
Однако для многих компаний размеры дохода от этих новых источников даже близко не перекрывают потери от упадка DVD-продаж. Ситуация в порно-индустрии напоминает то, что происходит в музыкальной сфере – продажи CD упали с 2005 года на 16%, согласно данным Nielsen SoundScan. Однако в адалте все намного хуже.
“Потери на рынке DVD не компенсируются доходами от Интернет-продаж”, – говорит Фишбейн. “Если iTunes делает 99 центов на одной песне, в порно мы имеем 10 центов за минуту.”
Ирония судьбы еще и в том, что Хирш и ему подобные всегда были в первых рядах экспериментаторов – и неплохо зарабатывали при этом – на новых технологиях. Революция началась с VCR, которая переместила порно из кинотеатров в дома. Просмотр порнографии стал личным делом, что в мгновение ока создало миллионы новых потребителей. Однако для приобретения продукта, вы все еще должны были зайти в магазин – кто знает, кого вы там встретите?
Сеть, в ее ранней стадии, решила эту проблему. Вряд ли существует еще одна индустрия, которая так же быстро раскусила выгоды, предоставляемые электронной коммерцией. В результате продажи DVD выросли в разы. Однако с приходом Web 2.0 (этим термином принято называть все, что связано с массовым появлением стартапов, основанных на контенте, создаваемом самими пользователями), крупнейшие игроки на адалт-рынке оказались вынуждены бороться за выживание. Впервые новейшие технологии бьют по Большому Порно. “Сначала все были рады, поскольку считали, что Интернет послужит развитию нашего бизнеса. На деле выходит наоборот”, – говорит Дэвид Джозеф ( David Joseph), основатель Red Light District. “Все это немного пугает”.
Наибольшие опасения вызывает YouPorn и его ближайшие конкуренты, PornoTube от Adult Entertainment Broadcast Network, и Megarotic, которые привлекают пользователей ограниченным набором бесплатного видео, и затем пытаются продать премиум-подписку для доступа к бОльшему количеству контента и более быстрому видеопотоку.
Эти сайты не стали изобретателями бесплатного порно – они просто сделали его значительно более доступным. ИЗ трех перечисленных, YouPorn наиболее похож на YouTube – простейший интерфейс, ненапрягающая реклама, и – по крайней мере, сейчас, – совершенно бесплатный контент. PornoTube и Megarotic исповедуют более коммерческий подход, предлагая массу ссылок на платные фичи. Однако бесплатная часть всех трех сайтов разнится мало. Некоторые видео достаточно длинные (30 минут и более), однако большинство имеют продолжительность в районе трех минут. Некоторые по-настоящему любительские, снятые и опубликованные эксгибиционистами, но в большинстве своем это клипы, сделанные из профессионального авторского порно. Встречаются здесь сцены высокого качества, но в большинстве своем представлены так называемые гонзо-клипы – неподписанные, грубо смонтированные материалы – сплошь и рядом в кадре появляется оператор съемки, и т.п. Некоторые клипы публикуются самими компаниями- производителями порно, в качестве трейлеров для своих полнометражных версий, доступных на авторизованных сайтах. Однако большинство клипов загружается пользователями из их собственных коллекций. Есть клубничка и для геев, и для традиционалов.
Другими словами, каждый тут найдет для себя интерес – при том, что сайтами до смешного легко пользоваться. Вам даже не нужно логиниться, чтобы смотреть видео, не говоря уже об оплате. (Все, что нужно – подтвердить, что вам уже исполнилось 18). Сайты не могут препятствовать пользователям в загрузке авторского материала, созданного ведущими порно-студиями. Вот поэтому Хирш и компания из Долины негодуют, подобно деятелям из Viacom, подавшим иск по защите авторских прав на миллиард долларов против Google, владеющего YouTube.
Однако особых усилий к закрытию подобных сайтов не предпринимается – по крайней мере в настоящее время. Продюсеры Долины, в основном, уже смирились с тем фактом, что джинна авторского права уже выпустили из бутылки. Они пытаются “поставить на вид” сайтам с пользовательским контентом, что приносившие ранее доход опции стали общедоступными. Некоторые крупные порно-компании регулярно мониторят постинги на PornoTube и YouPorn, требуя по электронной почте убрать авторские материалы. В июле, Red Light District послал угрожающее письмо в YouTube, после того, как пользователь запостил “One Night in Paris”, “официальную” полнометражную версию секс-фильма с Парис Хилтон, которую распространяет Red Light District. YouPorn убрал видео.
Сайты с пользовательским контентом, по своей сути, подвержены юридическим проблемам другого рода. Если аноним запостит материал с детской порнографией, владельцам сайта будет непросто установить возраст актеров. Пусть эти сайты требуют от пользователей подтверждения того, что им уже исполнилось 18, “мой ребенок 11 лет может зайти туда в любое время”, – говорит Джозеф из Red Light District. Ранее этой осенью, немецкий интернет-провайдер временно заблокировал доступ к YouPorn, поскольку сайт не соответствовал немецким законам подтверждения возраста. Пока что американские сайты с пользовательским контентом не преследовались законом.
На дверях офиса PornoTube, расположенного в Шарлотте, Северная Каролина, нет вывески. Само здание затерялось среди других офисов на окраине города, где-то между железной дорогой и алюминиевым заводом.
Сьюзен Надсен (Suzann Knudsen), ведущий маркетолог PornoTube и по совместительству ди-джей на секс-фетиш вечеринках, провела меня по лабиринту бункероподобного офиса. Говорит, что несмотря на 15 миллионов ежемесячных посетителей PornoTube, родительская компания сайта, Adult Entertainment Broadcast Network, рассматривает его не как источник дохода, а в качестве маркетинговых издержек. Изначально сайт задумывался как подраздел внутри Xpeeps.com, адалтового сайта социальных сетей AEBN – чтобы позволить пользователям обмениваться секс-видео. Однако вскоре после запуска в июле 2006, PornoTube стал перетягивать на себя трафик Xpeeps, и AEBN решил выделить его в отдельный сайт. Компания попыталась заработать на нем, предложив долевое участие паре десятков порно-студий – чтобы создать промо-каналы для перенаправления трафика на собственные сайты этих самых студий. AEBN не раскрывает точные данные по этим соглашениям, равно как и статистику по рекламным доходам, получаемым от объявлений на страницах сайта. Говорит только, что PornoTube окупает себя. “Оно того стоит”, – говорит Надсен, – “из-за трафика”.
Однако если трафик состоит из десятков миллионов пользователей, которые обмениваются порно в Сети, решать приходится довольно нетривиальные бизнес-задачи. Дафна Ридер (Daphne Reeder), представитель службы поддержки PornoTube, проводит свой рабочий день за просмотром клипов, помеченных как проблемные. Во время моего визита, у нее было более 500 клипов в очереди на просмотр, большинство из которых привлекли внимание содержанием в дескрипшенах слов типа «маленькие мальчики», «насилие» или «изнасилование». Дафна утверждает, что сообщество саморегулируется, пользователи и порно-компании сообщают о случаях детской порнографии, нарушения авторских прав, попыток экс-любовников опубликовать частные материалы, и пр.
Продюсеры адалт-видео в законодательном порядке обязаны подтверждать, что актерам исполнилось 18. 2257 (по номеру соответствующего раздела в федеральном законе) – довольно дорогое неудобство для порно-студий. Vivid, к примеру, содержит в штате работника, чья обязанность состоит исключительно в обеспечении соответствия требованиям статьи 2257. А Vivid производит только 60 фильмов в год. Ридер – одна из 10 работников, которые следят за 2257-соответствием на PornoTube, содержащем порядка 210 000 видео. Каждый клип на сайте должен содержать ссылку на «2257 инфо», с документальным подтверждением возраста и личности актеров, однако многие клипы (в основном, по-настоящему любительские) не содержат подобной информации. В таких случаях PornoTube пытается осуществить проверку своими силами. Если это не удается, клип удаляется.
Один из клипов в очереди Ридер – видео под названием “Adriana Lima Blowjob.” Жалоба поступила в раздел «соответствие модели возрасту». Клип действительно не содержит информации 2257. Ридер копирует имя модели и «пробивает» его в поисковой системе. Посетив несколько сайтов, и убедившись, что Адриана Лима родилась в 1981 году, Ридер уже готова двигаться дальше. Но я обращаю ее внимание, что Адриана Лима – достаточно известная модель, и что женщина в клипе мало на нее похожа. Какова политика PornoTube в таких случаях? Надсен, которая стоит за спиной Ридер, советует ей убрать клип от греха подальше. «Мы стараемся делать все возможное», – без конца повторяла мне Надсен.
Так как, все таки, адалт-видео компании могут справиться с космополитизмом сетевой эротики, которой наплевать на границы и государства? Только путем создания все более дорогостоящего продукта. Студии осознали, что они не смогут бороться с любителями любительскими методами. Напротив, Penthouse, Vivid и другие более чем когда либо настроены на «голливудскую» модель – большие бюджеты, громкие имена, масштабный маркетинг и распространение контента на различных платформах.
Келли Холланд (Kelly Holland), 47-летний директор по производству в Penthouse Media Group, настраивает свою камеру в роскошном особняке в самом центре Долины. Перед камерой = модель по имени Ди Лили (Dee Lilly), на которой черный корсет с блестками. Лили томно раскачивается в такт медленной рок-музыке. Вентилятор дует и вздымает шторы.
«Прекрасно, малышка, все просто великолепно», – поощрительно говорит Холланд, наблюдая за происходящим через монитор с расстояния
Холланд планирует снять сегодня два эпизода, каждый в хардкорной и софткорной версиях, плюс софткорный и топлессный контент для Веба и кабельного ТВ-по-запросу. Времени в обрез, поэтому директор подгоняет актеров, чтобы заснять побольше пленки. Рабочее время моделей проплачено, обычно оно составляет 800-1500 долларов женщинам, мужчинам платят меньше. Нынешняя съемка – сознательный контрудар против дешевого, снятого «на коленке» видео, которое наводнило адалт-сайты с пользовательским контентом и подрывает сами основы существования больших студий. Общий бюджет трех дней съемки – порядка 110 000 долларов.
Пока Холланд снимает Лили для софткорного эпизода, который будет загружаться в мобильные телефоны, другой директор снимает сцену в соседней комнате. Называется вещь «Зеркало». Это история о молодой парочке из пригорода, которая приобрела свой первый дом, и обнаружила, что одна из раздвижных стеклянных дверей служит порталом в альтернативную реальность, где сексом люди занимаются беспрерывно. Актеры Алек Найт и Каролин Ризи (Alec Knight and Carolyn Reese) заняты в ключевой сцене. Блондинку Ризи, с накладными шиньонами и кучей косметики, можно назвать симпатичной в стиле «девчонка-из-соседнего-двора-в-Лос-Анжелесе». Найт, в целом, от нее не отстает. По мере развития сюжета, оператор просит их выражать побольше взаимной любви. Они начинают таращиться друг на друга, и умудряются делать это в любой позе.
Холланд, представительница «первой волны» быстрорастущей армии женщин-руководителей, уверена, что женщины (и мужчины, которые готовы смотреть вместе с ними) – это весьма ценная аудитория для онлайн-видео. «Женщины более стабильны, лояльны, да и денег тратят больше», – говорит она. «Для женщин важно, чтобы у моделей были в порядке маникюры-педикюры, нижнее белье чтобы было в ажуре. Надень на них
«Да, не одним мужикам это нужно», – соглашается Саманта Льюис (Samantha Lewis), Президент Digital Playground. По ее оценкам, 45 процентов оборота в Сети (включая подписки на сайты и DVD-продажи онлайн) приходятся на женскую аудиторию.
Порноиндустрия давно уже нацеливалась на женскую аудиторию, но большинство продюсеров сходились в том, что для этого потребуется нечто большее, чем занимательные декорации, интригующее освещение и сюжетная линия. «Женщины так же непредсказуемы, как и мужчины, только в большей степени», – говорит Фил Харвей (Phil Harvey), 69-летний выпускник Гарварда, который 35 лет назад основал Adam&Eve, и поднял на производстве адалт-фильмов и продаже секс-игрушек 90 миллионов долларов. Харвей – пионер в области маркетинга игрушек и видео среди женской аудитории и супружеских пар. Во многом благодаря егоусилиям, в конце 80-х сформировалось «позитивное» восприятие розничной порнографии. Однако, несмотря на важность «женской половины» для бизнеса Adam&Eve (Харвей утверждает, что 40 процентов потребителей в Сети – женщины), он предостерегает от чрезмерного увлечения «половым разделением». «Мы пытались по крайней мере пять раз выпустить женский каталог, со всеми обнималками-целовалками», – сухо говорит он. «Не выстрелило ни разу».
Востребованным оказалось, по словам Харвея, порно, которое лучше всего смотрится на большом экране – или, в крайнем случае, на экране телевизора. В прошлом году Adam & Eve объединились с Digital Playground для производства Pirates, адалт-версии Диснеевских «Пиратов Карибского моря». Качественный фильм, снятый в узнаваемых декорациях, в котором присутствует сюжет со всякими чудесами и морскими битвами, был анонсирован продюсерами как «хулигански-наэлектризованная секс-история». Джун (Joone) из Digital Playground говорит, что фильм обошелся обеим студиям в более чем 3 миллиона долларов –один из самых дорогих адалт-фильмов в истории. Получившийся набор из трех дисков поступил в продажу по цене 50 долларов. Харвей уверяет, что «Пираты», один из самых продаваемых фильмов Adam&Eve, поможет компании выбраться из пятилетней полосы застоя – которая, по его мнению, была вызвана жесткой конкуренцией со стороны бесплатного порно в Сети.
YouPorn, который Стефан Поль Джонс пытался продать Vivid в мае, иначе как странным и загадочным бизнесом не назовешь. Нет ссылок на данные об учредителях, нет контактной информации, никакого намека на то, кто стоит за этой нашумевшей Веб-структурой. И сам домен зарегистрирован через сервис, который специально предназначен для сокрытия данных о регистраторе.
В июле я отправил электронное письмо на единственный ящик, указанный на сайте. Без ответа. Я навел справки, и, после нескольких неудачных попыток, выяснил, что YouPorn основал выпускник Стенфорда – человек, далекий от адалта. Один из порно-продюсеров дал мне телефонный номер, на который я оставил голосовое сообщение. Джонс позвонил несколько часов спустя.
«Да, мир меняется, браток. Народ сходит с ума. И что можно тут поделать?», – говорил он во время двухчасового разговора, в котором мы затронули и тему угнетенного положения женщин-порнозвезд, и федеральные попытки законодательно регулировать непристойность, и существование (или отсутствие) Бога. Джонс упирал на то, что сайт не задумывался как коммерческий проект. «Это не источник дохода, скорее, это эксперимент. Можно даже пофилософствовать и сказать, что на фоне всеобщей эксплуатации это нечто совершенно противоположное.»
Джонс сказал также, что его имя вымышленное. Ему 27 лет, работает он в страховой компании в Ньюпорт Бич, Калифорния, и ворочает при этом миллиардными активами. Псевдоним потребовался, потому что боссы его уволят, если прознают о его роли в YouPorn. Хотя он все равно не является владельцем сайта. Говорит, что сайт был основан немцем, который написал базовый софт и теперь осуществляет ежедневную поддержку сайта.
Однако Джонс вполне гордится YouPorn. «Все в один голос утверждали, что этот сайт умрет, и трафик с него уйдет. Неправда», – говорит он. «Когда новая бизнес-модель выходит на рынок, и наносит другим компаниям удар в виде 15% падения годового дохода – это историческое событие».
«Порно не подвержено кризису», – продолжает он. «Так что если продажи остальных компаний пошли вниз, для этого есть причины. Если весь мир говорит – мы хотим показывать себя в Сети; а потребители всего мира говорят – любительские материалы нам больше нравятся; – значит, это немаловажно. Можно назвать это революцией». Ему понравилось слово. «Ну да, почему бы и нет?»
Оказалось, что выпускнику Стенфорда Джонсу в районе сорока, никак не 27, и живет он в Сауз Лейк Тахо, Калифорния, никак не в Ньюпорт Бич. Если судить по последним двум десяткам лет, Стефан Поль Джонс этот, по всей видимости, не был вовлечен в бизнес адалт-развлечений. Гражданские записи свидетельствуют, что он был связан с несколькими страховыми компаниями.
Пока я проводил свое расследование, молодящийся мужчина с вымышленным именем Джонс перестал отвечать на мои звонки. Пришлось мне покрутить баранку до Лейк Тахо.
Я постучал в дверь массивного трехэтажного дома, за которым простирался необъятный задний двор. Появился широкогрудый блондин в окружении детей мал-мала-меньше. Я представился и сказал, что хочу поговорить с Джонсом. «Нет тут таких», – ответил он, а лицо его стало заметно суровее. Жена тут его появилась, и спросила, чего надо. Я сообщил, что являюсь журналистом и пишу заметку об Интернет-компании. «Ох», – только и ответила она, обменявшись с мужем взглядами.
Он завел семью в дом, прихватил с собой сигареты, и вернулся снова. Как только он начал говорить, я узнал его голос и его манеру вести разговор. Это был тот самый человек, с которым я разговаривал по телефону. Тот самый Стефан Поль Джонс.
Джонс подтвердил это, сам не желая того. Он сказал, что еще во время телефонного разговора он понял, что у меня на повестке дня, поскольку я сказал, что не люблю порно (хотя я такого не говорил). Он попытался запугать меня судебным преследованием, упомянув своих «адвокатов из Google». Затем он предложил поговорить где-нибудь подальше от своего дома. Мы отъехали примерно на милю, и следующие два с половиной часа он посвятил витиеватой и зачастую враждебно настроенной обличительной речи. Суть все время сводилась к одному: его удивлению, насколько много народа посещает YouPorn каждый день. При этом он неоднократно напоминал, что не является владельцем сайта.
Однако в своих письмах руководителям Vivid, Джонс называл себя «принимающим решения в YouPorn», и упоминал, что он и его малайзийский партнер Зах Хонг (Zach Hong) «владеют 100% компании». (Хонг, когда с ним связались в его австралийском доме, подтвердил свое участие в YouPorn, однако отказался отвечать на дальнейшие вопросы). Из этих писем могло сложиться впечатление, что Джонс вполне ясно видел развитие своей Web 2.0 компании. Среди всего прочего, он сказал, что будет следовать «Skype – модели», и процитировал при этом основателей Skype: «Если у нас будет 100 млн. пользователей, и хотя бы 1 процент из них даст нам 10 долларов в месяц – у нас получится 120 миллионов дохода.»
Однако во время нашей беседы на темной проселочной дороге, Джонс, опершись на мой авто, отказывался отвечать на вопросы о финансовых особенностях YouPorn, или о своих планах на будущее. По мере течения диалога, он то гордился своим сайтом, то волновался о репутации своей семьи. «Как-никак, а у меня пятеро детей», – говорил он. Слишком глубоко сидел в нем конфликт по поводу занятий секс-бизнесом – как-то не на идейного вдохновителя самого популярного адалт-сайта в мире.
Хирш из Vivid, сидя в своей Долине, решил, что несмотря на завидный трафик YouPorn, он не планирует его покупать – в основном из-за юридической неопределенности, связанной с хостингом пользовательского порно. Кроме того, он никак не мог понять схемы заработка денег с помощью YouPorn, и как это будет стыковаться с его стратегическойлинией на производство высококачественных фильмов. Джонс обращался и в AEBN, и тоже безрезультатно.
Если верить знающим людям, которые наверняка прослышали бы о сделке, YouPorn еще не продан. Но и после нашего разговора у его дома, Джонс продолжает отрицать, что он владеет сайтом.
А пока что YouPorn находится на 35 месте в Alexa – и динамика роста у него положительная.