Математику и другие точные науки в школах США зачастую лучше всех знают дети иммигрантов. Это наглядно продемонстрировало первое в своем роде исследование, проведенное Стюартом Андерсоном из Национального фонда за американскую политику – общественной организации, базирующейся в Арлингтоне (штат Вирд
иния), результаты которого приводит @ASTERA со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
Оно по сути подтвердило, что выгоды от переезда в страну квалифицированных зарубежных специалистов Америка получает не в одном, а как минимум в двух поколениях. Приезжают такие люди в США как правило по визе Н-1B, выдаваемой обладателям научных степеней. За год их набирается не более 100 тыс. человек.
Тем не менее, как выяснил Андерсон, именно из их семей вышли 18 из 40 финалистов последнего конкурса “Ищем таланты в науке”, финансируемого компьютерной компанией “Интел”. Иммигрантами или детьми иммигрантов оказались и 7 из 10 призеров конкурса. В частности, второе место завоевал бывший россиянин Борис Алексеев, чей отец приехал в США по визе Н-1В.
Красноречиво подтверждает выводы Андерсона и состав сборных команд США на международных школьных олимпиадах. В 2001 году математическая олимпиада проводилась в Вашингтоне, и американцы выступили очень успешно, поделив второе-третье места с россиянами. Но из шести членов команды США четверо были детьми иммигрантов, а тренировал сборную до недавних пор румынский иммигрант Титу Андрееску.
В Южной Корее сегодня завершается очередная международная олимпиада по физике. В составе американской пятерки – двое иммигрантов, в том числе единственная девушка, Елена Удовина. Ее отец, Александр Богорад, в свое время приехал в США все по той же визе Н-1В. На основании опыта дочери он утверждает, что в американских школах в 12-м классе преподают то, что в России осваивают в восьмом или девятом. “Математика и физика – не самая сильная сторона американских школ”, – говорит он.
Специалисты и сами школьники сходятся во мнениях о том, почему научные успехи чаще выпадают на долю приезжих. Третий призер конкурса “Интел” Райна Карник, чей отец перебрался в США из Индии, говорит: “Поскольку многие иммигранты приезжают в качестве студентов, это служит для их детей сильным стимулом к тому, чтобы хорошо учиться”. Стив Олсон, написавший книгу об успехе американцев на математической олимпиаде 2001 года, вторит ее словам: “Всем новым иммигрантам в США приходится упорно работать, чтобы добиться успеха, и они ждут такой же работы от своих детей”.
В настоящее время, по официальным американским данным, более половины работающих в США инженеров, почти половина математиков и компьютерщиков, четверть всех физиков приехали в страну из-за рубежа. Неудивительно, что американцев тревожат наметившиеся в последнее время тенденции: спад заявок на поступление в аспирантуры в США из Индии и Китая, “обратная утечка мозгов” – в основном в эти же страны.
Андерсон убежден, что для сохранения лидирующих позиций в точных науках Америке необходима политика открытых дверей. Он, в частности, указывает, что в нынешнем году квота в 65 тыс. виз N-1В уже выбрана. В прошлые годы конгресс США повышал этот лимит, в нынешнем такого решения пока нет.