Президент компании “Мамба” Никита Шерман рассказал dp.ru, как работает рынок интернет-знакомств.


DP.RU: Насколько активно развивается сейчас российский рынок интернет-знакомств по отношению к рынкам дэйтинга других стран?


Н. Ш.: Популярность западных сайтов знакомс
в в соотношении вообще с величиной западного рынка просто мизерна. Например, знакомства на Yahoo! Посещаемость в месяц там составляет около 6 млн человек. Даже в Mambа – 1,5 млн в сутки. Маtch.com, один из столпов западного рынка интернет-знакомств, привлекает менее 4 млн человек в месяц. Беда западных сайтов в том, что они эксплуатируют древнюю модель абонентской платы. Недавно к нам приезжали гости из Германии, владеющие рядом крупных порталов. Так вот они сказали, что считают модель “Мамбы”, где доступ бесплатный, а бизнес делается на продаже дополнительных услуг, более перспективной. В то же время, если сегодня открыть “Мамбу” на английском языке, она вряд ли будет сильно популярна. Там люди не привыкли к такому формату, и потребуется много работы, чтобы адаптировать ее под местный рынок.


DP.RU: Планируете выход на зарубежные рынки?


Н. Ш.: Сегодня нет. Но это не значит, что мы не станем думать об этом завтра.


DP.RU: А западные игроки стремятся на российский рынок дэйтинга?


Н. Ш.: Пытались выйти. Есть такой сайт Ilove.com – европейская сеть. Но динамики сейчас там особой нет.


DP.RU: От чего вообще зависит популярность сайта знакомств?


Н. Ш.: Здесь все решает трафик. Другими словами, люди начинают проявлять активность только при больших объемах пользователей. Каждый человек имеет право на выбор, и более того, нуждается в этом. Завоевать сегодня рынок без хорошей партнерской программы с крупными порталами практически невозможно. Весь основной трафик саккумулирован в России тремя основными игроками – Rambler, Mail.ru и Yandex. Mamba представлена на двух из этих порталов. В то же время в нашей сети еще 8 тыс. сайтов разной величины, и ежемесячно подключаются несколько сотен новых.


DP.RU: Слышала, что “Мамба” планирует ввести ряд технологических новинок. Рассказать можете?


Н. Ш.: Не так давно мы начали тестирование витрины casual-игр, а уже на следующей неделе будет внедрен целый ряд технических новшеств. Однако объявлять о них мы будем готовы только по факту запуска.


DP.RU: Какие сервисы на “Мамбе” самые прибыльные?


Н. Ш.: Основной доход приносят два сервиса – это поднятие анкеты наверх и игра в лидера.


DP.RU: И сколько “Мамба” зарабатывает в год, если не секрет?


Н. Ш.: Сейчас уже не секрет. Выручка системы за 2006 год составил $7,3 млн, прибыль – $3,4 млн.


DP.RU: Сколько всего сейчас анкет на “Мамбе”?


Н. Ш.: Порядка 9 млн анкет. Это вообще те люди, которые авторизовались. Если человек не заходит в систему полгода, ему высылается предупреждение. Если не реагирует – анкета удаляется. Активных же пользователей у нас около 4 млн человек в месяц. Ежедневно в системе авторизуются порядка 1,5 млн человек.


DP.RU: Среди них больше мужчин или женщин?


Н. Ш.: Мужчин. Где-то 52% против 48% женщин. По большей части, это специалисты высшего и среднего звена или владельцы бизнеса, имеющие одно-два высших образования.


DP.RU: Как вы привлекаете пользователей?


Н. Ш.: Основные источники привлечения трафика – это партнерские программы. Сейчас таких партнеров у нас насчитывается порядка 8 тыс. Но это не единственный способ привлечения аудитории. Есть еще контекстная и баннерная реклама, рассылки, радио и ТВ.


DP.RU: А по какой схеме взаимодействуете с сайтами-партнерами?


Н. Ш.: Они пользуются нашей базой людей – готовым продуктом для монетизации своего трафика. В итоге получают 30% тех денег, которые потратили пользователи, зарегистрировавшиеся на их сайте. Остальное – мы. При этом мы занимаемся поддержкой системы, работой с пользователями, приемом платежей. Партнер избавлен от всех проблем, и вспоминает о нас только в день очередного кругленького платежа.


DP.RU: По поводу рассылок внутри системы… Есть у вас там такой персонаж – он присылает сообщение вновь зарегистрировавшимся: “Привет, ты мне нравишься” или что-то в этом роде… Это какой-то стимулирующий людей на дальнейшее пребывание в системе ход?


Н. Ш.: Да, есть у нас там такой персонаж. Он помогает людям – оказывает внимание. Естественно, за ним не стоит живой человек, это некий робот, которому нельзя послать подарок, деньги на него тратить нельзя – скажу честно. Но просто людям нравится, когда к ним обращается как бы живой человек. Да, это стимулирование, но это же не обман. Человек может разобраться, что это робот. Просто гораздо приятнее получать сообщение в такой форме, нежели сухое письмо от администрации: “пожалуйста, зайдите в свою анкету…” То, что мы придумали, гораздо веселее и интереснее.


DP.RU: Что скажете по поводу спама, который одни пользователи рассылают другим? Вы как-то с этим боритесь?


Н. Ш.: К сожалению, это было и будет всегда. Если есть сервис с большой аудиторией, всегда найдутся такие товарищи, которые будут пытаться на этой аудитории каким-то образом заработать. У нас есть как технические, так и человеческие ресурсы для борьбы с такими пользователями.


DP.RU: Сайты знакомств для некоторых – отличное местом для рекламы своих сексуальных услуг…


Н. Ш.: Такие товарищи тоже есть. Но ведь они их в большинстве своем не навязываются, спам не рассылают. В противном случае мы с ними очень быстро разбираемся.


DP.RU: Денег за рекламу с них не пробовали брать?


Н. Ш.: Они имеют такое же право находиться там, как и все остальные. А потом – процент этих людей в системе очень мал. Из 9 млн пользователей таких людей в системе порядка 3 тыс. Но в то же время мы считаем, что они имеют право на существование, поскольку сервис Mamba рассчитан на то, чтобы закрыть потребность человека в личной жизни. Потребности у всех разные. Кто-то ищет себе любовь на всю жизнь, кто-то ищет себе друга, с которым можно просто пообщаться, кто-то просто флиртует в системе и не встречается в реальной жизни. Кто-то ищет себе подружку, а кто-то ищет себе девушку или парня на ночь.


DP.RU: Кого вы считаете своими основными конкурентами на рынке интернет-знакомств?


Н. Ш.: Конкурент становится конкурентом в тот момент, когда он начинает у нас отнимать аудиторию. Мы пока не наблюдаем, чтобы кто-то отнимал у нас аудиторию. Наоборот, многие пользователи, зарегистрированные на одном сайте знакомств, идут и заводят себе анкеты еще на одном. Никакого оттока аудитории или денег мы не наблюдаем. В то же время пока другие подобные сервисы пытаются привлечь к себе аудиторию, мы работаем над повышением качества системы, новыми сервисами и технологическими новшествами.


DP.RU: Насколько рынок интернет-знакомств привлекателен для инвесторов?


Н. Ш.: Очень привлекателен. Сейчас рынок знакомств в интернете – один из наиболее перспективных, один из немногих сервисов, который интересен очень широкой публике. Сайт знакомств – это некое удовлетворение естественных потребностей человека. Человеку всегда нужно организовывать личную жизнь, а потому знакомства в интернете будут всегда, и интерес людей к ним не иссякнет.


DP.RU: Но ведь проще знакомиться в реальной жизни… И безопаснее. Вот в США сейчас на многих телеканалах идет социальная реклама: “Будьте осторожнее с интернет-знакомствами”…


Н. Ш.: Знаю, что интернет-знакомства у некоторых слоев населения, в том числе и у половины представителей СМИ, вызывают некую аллергическую реакцию и уверенность, что на подобных сайтах сконцентрирована самая социально опасная часть общества. Это очень большое заблуждение, с которым нужно бороться. Естественно, в интернете, в связи с тем, что он предполагает некоторую анонимность, отрицательные черты человека проявляются более ярко. Конечно пользуясь некоей безнаказанностью люди могут себе позволить больше, чем в реальной жизни. Но это те же самые люди, которые ходят по улицам. Потому говорить о них как о какой-то отдельной части общества не стоит. Скорее наоборот, в большинстве своем люди в интернете – это люди достаточно образованные и достаточно состоятельные. И их социальный статус несколько выше, чем в среднем по России. Кстати, согласно нашим исследованиям, около 80% опрошенных пользователей признались, что в интернете им знакомиться проще, чем в реальной жизни

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.