Средняя зарплата квалифицированного сотрудника компании, работающей на рынке компьютерных игр в России и странах СНГ, колеблется в пределах от $500 до $1200. Таковы результаты исследования, обнародованного 31 мая Оргкомитетом КРИ-2004 по итогам второй международной Конференции Разработчиков компьюте
ных Игр, проходившей в Москве в феврале этого года.
В опросе приняли участие 68,7% участников минувшей КРИ-2004, представляющих более 120 российских, украинских и белорусских игровых компаний. Области занятости были разделены на восемь категорий: руководство, управление проектами, игровой дизайн, графика, программирование, звук, тестирование и поддержка.
Больше всего в игровых компаниях (собственно, как и везде) получают руководители: 17,4% опрошенных специалистов данной категории указали зарплату в размере более $1500. Заработок в пределах от $1200 до $1500 отметили всего 7,8% руководителей. Наиболее плотно категории респондентов сгруппировались вокруг диапазона $500-1200: зарплату в пределах от $900 до $1200 получают 18,8% опрошенных руководителей, от $700 до $900 – 18,3%, и от $500 до $700 – 17,4% опрошенных.
Довольно большой процент участников КРИ-2004 не являются жителями Москвы, Санкт-Петербурга, а также крупных городов стран ближнего зарубежья – этим, в том числе, объясняется весомая доля – 11,9% – респондентов, отметивших зарплату в пределах от $300 до $500. Также выбиваются из общей картины 6% и 2,3% опрошенных, указавших в графе “зарплата” позиции “от $100 до $300” и “до $100”, соответственно. Объяснением таким цифрам может служить большое количество начинающих команд разработчиков, участвовавших в КРИ-2004 со своим первым проектом, в основном, с целью поиска инвестора. Перечисленные факторы являются действительными для всех рассматриваемых должностей.
Среди участников, отнесших свою должность в компании к области управления проектами, в отношении зарплаты наиболее популярным оказался ответ от $500 до $700 – в этих рамках определили свой заработок 21,6% респондентов. В целом же уровни заработной платы среди специалистов в области управления проектами распределились следующим образом: 11,1% указали цифру свыше $1500, 9,3% – в пределах от $1200 до $1500, 14,8% – от $700 до $900. Зарплату в пределах от $300 до $500 получают 16,7% опрошенных менеджеров проектов, оставшиеся – 6,8% и 0,6% респондентов – оценили свой заработок в $100-300 и ниже $100 соответственно.
Большинство опрошенных специалистов в области игрового дизайна – 63% – получают зарплату в пределах от $300 до $900. Из них зарплату в диапазоне от $300 до $500 получают 20,5% респондентов, от $500 до $700 – 22%, и от $700 до $900 – 20,5% опрошенных. “Геймдизайнеров”, зарабатывающих от $1200 до $1500 и свыше $1500 среди респондентов оказалось лишь по 6,1% в каждой категории. От $900 до $1200 зарабатывают 14,4%, и, наконец, 6,8% и 3,8% опрошенных участников КРИ, определивших свою профессию как связанную с игровым дизайном, зарабатывают от $100 до $300 и до $100 соответственно.
Более одной четверти опрошенных, отнесших свою профессию к области компьютерной графики, зарабатывают в пределах от $500 до $700 в месяц: такой уровень заработка отметили 26,8% респондентов в этой категории. От $700 до $900 получают уже 19%, от $900 до $1200 – 11,3%, от $1200 до $1500 – 4,2%, и более $1500 – всего 3% респондентов. Также довольно значительная доля, 16,7% участников КРИ-2004 обозначили свою зарплату в пределах от $300 до $500 долл. США, 12,5% – от $100 до $300 в месяц. И, наконец, 6,5% участников опроса в категории “графика” зарабатывают до $100 в месяц.
Наиболее многочисленная по результатам исследований аудитория КРИ-2004 – это специалисты, относящие свою профессиональную деятельность к программированию. В этой категории большинство программистов получают от $100 до $1200: так, зарплату от $100 до $300 получают 11,4% программистов, от $300 до $500 – 21,5%, от $500 до $700 зарабатывают 23,6%, от $700 до $900 в месяц получают 15,6%, а от $900 до $1200 – 13,1% опрошенных. От $1200 до $1500 долл. США получают всего 3,8% респондентов в данной категории, а заработную плату свыше $1500 имеют лишь 5,6% программистов. Наконец, до $100 в месяц зарабатывают 5,1% от общего числа опрошенных программистов, посетивших КРИ-2004.
Ровно четверть опрошенных участников КРИ-2004, занимающиеся озвучиванием компьютерных игр, получают в месяц от $500 до $700. От $700 до $900 зарабатывают вдвое меньше опрошенных – 12,5%. Заработком от $900 до $1200 могут похвастаться лишь 6,3%, от $1200 до $1500 – 9,4%, и более $1500 – 3,1% респондентов в этой категории. 21,9% зарплат в “звуке” лежат в пределах от $300 до $500, 15,6% получают от $100 до $300 в месяц, а до $100 зарабатывают 6,3% опрошенных.
Согласно результатам исследования, “тестирование” – наименее оплачиваемая категория сотрудников в игровой индустрии: диапазон зарплат с наибольшей плотностью ответов здесь простирается в диапазоне до $700. Так, до $100 в месяц зарабатывают 15,9%, от $100 до $300 – 25,4%, от $300 до $500 – 23,8%, от $500 до $700 – 19% опрошенных в данной категории. От $700 до $900 зарабатывают 6,3% респондентов, от $900 до $1200, а также от $1200 до $1500 и более $1500 – по 3,2% опрошенных в каждой категории тестеров.
В категории “поддержка” до $100 в месяц зарабатывают 6,1% опрошенных участников, от $100 до $300 – 14,3%, от $300 до $500 – 18,4%, от $500 до $700 – 28,6%, и от $700 до $900 месяц – 14,3% респондентов. Лишь 8,2% респондентов в данной категории получают от $700 до $900 в месяц, от $1200 до $1500 – 6,1% и более $1500 – 4,1% опрошенных участников конференции в категории “поддержка”.
Насколько же разработчики игр из стран СНГ уступают по размерам зарплат западным? С таким вопросом CNews.ru обратился к Александру Федорову, председателю Оргкомитета КРИ. “Статистика по Западу, конечно, есть, – говорит г-н Федотов. – Журнал Game Developers Magazine, например, регулярно проводит подобные исследования среди участников Game Developers Conference. В прошлом году для тех же программистов с опытом работы более одного года у них были озучены цифры в $60-80 тыс. в год ($5-6 тыс. в месяц). Согласно тем же данным, тестеры получают $5,6 – 8 в час. И так далее. Это, разумеется, в разы больше, чем на российском рынке. Но сравнивать эти рынки вот так вот, “в лоб”, просто по зарплатам, несколько некорректно, это совершенно разные реальности. Если проводить параллели с чем-то, то это должна быть наша же софтверная индустрия. И здесь цифры получаются вполне себе адекватные. Средний программист в регионах России или странах ближнего зарубежья, если только он не работает на западные компании вроде Motorolla или Intel, в некотором приближении будет получать те же деньги, что мы видим в результатах нашего исследования”.
Что касается роста зарплат разработчики игр из стран СНГ за последний год, со времени проведения первой КРИ, то, по словам г-на Федорова, точных данных пока нет – в 2003 году подобное исследование Оргкомитетом не проводилось. “Чисто интуитивно можно сказать, что цифры растут – это видно даже по стартовым цифрам в вакансиях, которые регулярно появляются на специализированных сайтах, – отмечает председатель Оргкомитета КРИ. – Цифры растут. Более точные цифры у нас будут после КРИ-2005, мы планируем повторить исследование на следующей конференции”.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.