Месячный оборот интернет-магазина «Озон» в марте 2004 года превысил $1 млн. Таким результатом магазин отметил 6-летие работы.

За 6 лет работы «Озоном» было отправлено 750 тыс. заказов общим весом 890 тонн. Сегодня сайт магазина ежедневно посещают 70-80 тыс. человек, делая 1,5
1,6 тыс. заказов. В ассортименте магазина около 200 тыс. позиций, из них 90тыс. – книги, занимающие в обороте около 50%, остальное – видеокассеты, DVD, музыкальные CD, ПО и игры. Директор интернет-магазина Владимир Долгов отмечает, что оборот DVD по деньгам превысил оборот видеокассет, но по штукам пока уступает. А самая старая книга, проданная «Озоном» датируется 1670 годом.

Ежегодно объем продаж «Озона» удваивается. По итогам 2003 года он составил $6,21 млн, а совокупный оборот в первом квартале 2004 года – $2,842 млн. По словам Долгова, маржа «Озона» составляет 25%. «В день мы продаем около 4 тысяч книг. Достигнутые «Озоном» показатели делают его, по нашим оценкам, пятым книжным магазином в Москве после «Молодой гвардии», Московского дома книги, «Библиоглобуса» и «Москвы», – отмечает Владимир Долгов.

Финансовая отчетность интернет-магазина проходит ежегодный аудит международной аудиторской компании «Делойт и Туш». Это требование акционеров – 50% минус одна акция «Озона» принадлежит RuNet Holdings, 50% плюс одна акция в начале 2003 года были приобретены компанией PPE Group.

В течение 2002-2003 года доходы интернет-магазин «Озон» обеспечивал возмещение текущих затрат, а по результатам 2004 года планируется получение прибыли. Всего в магазин было вложено около $3,5 млн. По словам Долгова вернуть вложения можно за 2-3 года.

Владимир Долгов рассказал, что «Озон» мог бы выйти на прибыльность и раньше – «дыру» в бюджете проделал переезд в новый офис с более вместительным складом, обошедшийся более чем в $120 тыс. «Нам стало понятно, что философия «информационного паука» нежизнеспособна. Наличие склада – это большое конкурентное преимущество», – говорит он.

Недешево обошлась и модернизация ИТ-системы — старая перестала выдерживать увеличившийся поток данных. Если раньше на сайте одновременно могли присутствовать только около 100 человек, то сейчас их количество удвоилось. Особое внимание при создании ИТ-системы было уделено складу – он полностью автоматизирован: штрих-коды на полках и книгах, оптимизация складирования, прогнозирование покупок.

Недавно Озон провел эксперимент – в магазине начали продавать семена. «У нас есть большая лояльная аудитория (на «Озоне» зарегистрированы 680 тыс. клиентов, из которых 250 тыс. сделали хотя бы один заказ). Мы решили предложить им нетрадиционный товар. Специально мы его не рекламировали, только упомянули в ежемесячной рассылке. За два дня мы продали 1,5 тысячи пакетиков семян. Оборот семян за март составил $6 тыс при цене одного пакетика около 10 рублей», – говорит Владимир Долгов.

В планах «Озона» увеличение ассортимента – развитие по аналогу Amazon.com. Будет продолжаться и географическая экспансия – курьерская доставка сегодня работает в Израиле, Украине, Германии и Эстонии. Практикует «Озон» и «неявную франшизу», предоставляя партнерам свой каталог и логистические возможности.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.