На прошлой неделе председатель правительства и члены его кабинета констатировали: российский экспорт – преимущественно сырьевой экспорт, доля высокотехнологичной продукции в нем составляет единицы процентов. Она была бы выше, имей российский производитель программного обеспечения возможность беспреп
тственно вывозить свою продукцию за рубеж. На эту тему размышляют “Финансовые Известия”.

Программное обеспечение – превосходный в производстве продукт. Технологичнее некуда. Никаких трубопроводов, крекинг-процессов, прокатных станов и экологических проблем. При этом программирование представляет собой серьезную индустрию. Индия к 2010 году, например, намерена довести экспорт софта до $50 млрд. в год, что не намного, процентов на 15% от силы, меньше нынешнего объема годового экспорта российской нефти.

Трехслойная индустрия

Первый слой российских программистов – т.н. “шароварщики”. Жаргонное словечко происходит от термина “shareware”, что означает “свободно распространяемый софт”. Хочешь, бери такую программу в интернете и пользуйся. Понравилось – заплати с кредитной карточки или в международной системе киберплатежей и преврати демонстрационную версию программы в полнофункциональную. Shareware заняты небольшие компании и кустари-одиночки от программирования. Бизнес этот по природе своей интернационален, так что говорить в данном случае об экспорте российского софта можно с большой натяжкой. Все налоги платятся в стране, где живет покупатель.

Далее идет второй слой – офшорное программирование, т.е. разработка софта для зарубежного заказчика. Наши успехи на этом рынке выдающимися назвать сложно, всего $500 млн. в год (у Индии на порядок больше). Однако этот слой индустрии программирования сумел привлечь к себе заметное внимание, в том числе со стороны государства.

Наконец, третий слой – видимая часть индустриального айсберга, производители программного обеспечения, оборот каждого из которых намного превышает весь доход отечественного офшорного программирования. Российских софтверных компаний, известных на внешнем рынке, не так уж много. Это, например, фирма “1С” со своими игровыми программами и софтом для автоматизации бизнес-процессов, ABBYY (производитель электронных словарей и лучших в мире программ распознавания символов), “Лаборатория Касперского” и “Диалогнаука” (антивирусный софт), CBOSS (автоматизация компаний – операторов связи). На внутреннем рынке отечественные поставщики систем автоматизации предприятий (“Галактика”, “Парус”, те же CBOSS и “1С”) фактически ведут конкуренцию также в интернациональном масштабе, поскольку им противостоят западные разработчики – Microsoft, SAP AG, Oracle etc.

Государство – это они

Бизнес западных компаний в России опирается на эффективную поддержку государств. Достаточно вспомнить в качестве примера письмо посла США г-на Вершбоу российскому премьеру (в письме перечислялись заводы, производившие контрафактный софт, и содержалась просьба обратить внимание на проблему пиратства в стране). Так Америка защищает в России интересы Microsoft и заодно – интересы российских программистов, также страдающих от пиратов.

“Мнение о нас на Западе очень странное. Никто не верит, что мы умеем делать софт. Индусы могут выкручивать заказчику руки, старательно программировать заведомо очевидные ошибки в техническом задании и затем требовать деньги за их исправление. И все равно все покупают их софт. Нам очень сложно пробиться. Если бы государство обратило на нас столько же внимания, как на офшорников!” – говорит пожелавший остаться неназванным источник “Известий” в одной из крупных российских компаний.

“Российским производителям ПО совсем не просто продавать его на экспорт. Сложнее всего донести до иностранных покупателей информацию о своем софте и убедить их, что российские продукты тоже могут быть хорошими, надежными, качественными. Именно тут государство и только государство может помочь. Только целенаправленные действия, координируемые правительством, могут повысить престиж России, в частности, как производителя интеллектуальных продуктов. Сделать это можно, инвестируя в коллективные стенды на IT-вставках, инициируя международные конференции и “круглые столы”, посвященные сотрудничеству в области IT. Все эти действия очень помогут нашим экспортерам, как опытным, так и начинающим. Возможно, тогда Россия станет страной, поставляющей на международный рынок не только нефть, но и результаты интеллектуальной деятельности” – это мнение Анастасии Савиной, директора по связям с общественностью компании ABBYY.

Вход – рубль, выход – десять

Но вернемся к собственно экспорту программного обеспечения. Чтобы легально вывезти из страны с целью продажи коробку с программой (например, компьютерной игрушкой), компании надлежит пройти – по упрощенной схеме! – следующие круги бюрократического ада: собрать восемь документов, главный из которых – заключение ФАПРИД (федерального агентства по защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте), затем выдержать пять этапов оформления товара на таможне. Если все идет идеально, процесс займет две недели (при этом о возврате НДС, что прямо предусмотрено законом, не может быть и речи). Ни один западный заказчик ждать столько времени не станет и купит софт у конкурента.

“Российские разработчики вынуждены или переносить производственные мощности за рубеж, лишая экономику рабочих мест и притока валюты, или полностью погружаться в интернет-коммерцию. Возможно, и есть патриоты, которые, несмотря на препоны, ведут себя вопреки законам экономической целесообразности”, – говорит Денис Зенкин, руководитель информационной службы “Лаборатория Касперского”.

Государство ошибается, полагая, будто бы оно является хозяином положения, организуя неоправданные трудности для экспортеров ПО: нет ничего проще, чем обойти ограничения и печатать диски за границей. Именно так в 2002 году поступила фирма “1С”, перенеся производство коробок с программами на территорию Украины.

Хотят ли русские программировать

Владимир Демин, президент российского подразделения международной компании Columbus IT Partner (внедряет на российских предприятиях программные продукты Microsoft), в интервью РБК заявил: “А зачем нам вообще создавать свое программное обеспечение? Разве оно будет дешевле, лучше, функциональнее, чем зарубежное? …Microsoft тратит 200 млн. в год на разработку систем ERP-класса (софт для комплексной автоматизации бизнеса. – “Известия”). Чтобы создать конкурентоспособный продукт, России надо будет потратить денег чуть больше, и не факт, что созданная система будет намного лучше. Я считаю, что каждая страна должна заниматься тем, что может делать лучше всего”. На просьбу “Известий” уточнить, что же имеет смысл производить в России, г-н Демин ответил: компьютерные игры и “концентрироваться на решении узкоспециализированных задач”. А Алексей Шлыков, возглавляющий российское представительство SAP AG, считает российские компании своими главными конкурентами на рынке автоматизации малых и средних предприятий.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.