Проблема ошибочных срабатываний спам-фильтров является оборотной стороной избавления от основной массы спама. Несмотря на то, что количество ложных тревог относительно невелико, ущерб от потерь нередко оказывается сравним с ущербом от спама. Но если в случае личных писем обычно можно “найти концы”
восстановить пропажу и даже добиться от антиспамерской службы корректировки фильтров, то с письмами, которые отправляются через посредников, то есть через службы рассылки или оповещения, все обстоит гораздо хуже. Об этом размышляет Вебинформ.

В начале июня некоторые подписчики одной из рабочих групп на Yahoo! Groups обнаружили, что к ним перестали доставляться письма. Когда модератор группы начал разбираться с проблемой, выяснилось, что IP-адреса почтовых серверов Yahoo! попали в черный список на Mail.ru. На обнаружение проблемы ушло около десяти дней. Все это время группа продолжала работать и принимать решения, даже не подозревая, что около 20% участников отрезаны от рассылки. А те, в свою очередь, уверены, что в деятельности команды наступило затишье.

Казалось бы, в таком случае достаточно сообщить о проблеме службе поддержки Mail.ru, и доставка писем возобновится. Однако на практике все обстоит не так просто. Служба поддержки вполне резонно запрашивает (цитирую переписку):

* Образцы недоставленных сообщений с полными служебными заголовками.

* Логи вашего сервера с информацией о наших отказах.

* IP-адреса ваших почтовых релеев.

Понятно, что ни модератору, ни простому подписчику невозможно получить такую информацию от службы рассылок. Ведь не они являются отправителями тех писем, которые были заблокированы спам-фильтром, а посредник – сервер рассылок. Права на доступ к недоставленным письмам от посредника у подписчиков нет. Да и не хранятся в службах рассылки полные протоколы.

На самом в Mail.ru, как и в других почтовых службах, тоже нет протоколов фильтрации спама. Более того, если письмо отвергается по IP-адресу из черного списка, то текст письма вообще не будет получен сервером. Ведь главная цель фильтрации по IP-адресам – экономия входящего трафика.

Ситуация, надо сказать, тупиковая. Письма продолжают пропадать. Образцы посланий, полученных другими почтовыми системами, не годятся для решения проблемы, так как IP-адреса исходящих серверов все время разные. То есть проблема существует, источник ее примерно понятен, но данные, необходимые для ее локализации, получить невозможно.

Средства борьбы со спамом разрабатывались несколько лет, пока не стали уверенно отсекать основной поток незатребованных рекламных писем. Однако теперь мы стоим перед не менее сложной проблемой борьбы с ошибками антиспамерских систем. И тут появляется существенное отличие от противостояния несанкционированным рассылкам. Ведь спам очевиден, на спам всегда можно было пожаловаться или попробовать принять меры самому, настроив фильтрацию у себя, а ущерб от ошибки, то есть получения каждого отдельного письма, был невелик.

В случае со сбоями “антиспама” ситуация прямо противоположная. Потери писем незаметны. Пожаловаться на ошибки невозможно: на нет (письма) и суда нет. Изменить что-либо самостоятельно тоже нельзя. А ущерб даже от одного пропавшего письма больше, чем от сотни спамерских. При отправке посланий через посредников – серверы рассылок и уведомлений, форумы, веб-формы – негативные последствия только усиливаются. При этом страдает сразу много получателей, а роботы-рассыльщики в отличие от людей не умеют адекватно реагировать на ошибки “антиспама”.

Похоже, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Кроме того, неплохо бы службам-посредникам хранить протокол отправленных каждому подписчику писем хотя бы за последний месяц. Тогда пропущенные послания можно будет посмотреть через веб-интерфейс или попросить повторно выслать их на другой адрес.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.