Сайт “Лохозона”, посвященный обзору случаев сравнительно честного и совсем нечестного отъема денег у населения, опубликовал статью про то, как работает со своими клиентами оффлайновый каталог интернет-магазина “Озон”.

Схема работы у каталога следующая. В массовом порядке по базе данных адресо
рассылается письмо, в котором содержится красочный сертификат. На лицевой стороне сертификата крупными яркими буквами написаны завлекательные слова:

– Поздравляем!
– Победителю лично в руки.
– Вы нашли пять отличий и выиграли 1-й приз в большой игре 2004 года.
– 1-й Большой приз – 170 000 рублей.
– Приз готов к вручению.

И так далее и тому подобное. Все эти слова у любого нормального человека (который не ожидает, что его обманут) могут вызвать только одно убеждение: он выиграл приз и скоро его получит. Гарантированно. “Без базара”.

На обратной стороне письма содержится “персональное” письмо “директора клуба “Озон”” Владимира Долгова. Письмо пронизано доброжелательной и даже – доверительной – интонацией, однако, вчитавшись в текст, понимаешь, что для того, чтобы получить приз, необходимо сделать заказ из каталога, любезно приложенного к письму лично Владимиром Долговым.

При этом, текст составлен так, что до конца не понимаешь, то ли ты выиграл, то ли еще не совсем. Но понимаешь одно совершенно точно – чтобы приблизиться к заветному Большому призу надо заказать у компании “Озон” несколько книжек. Естественно, в ответ на этот заказ приходят только книжки, а приз достается кому-то другому.

Владимир Долгов, директор магазина “Озон” так прокомментировал “Вебпланете” эту ситуацию:

– У нашего магазина есть каталожное подразделение, которое проводит свои собственные маркетинговые акции. То, о чем вы говорите – одна из таких акций. В брошюре, которую мы рассылаем всегда есть дисклеймер, подробно описывающий, в каком случае человек получает приз. Наши юристы внимательно вычитывают эти тексты, потому что нам самим невыгодно, чтобы вокруг нас были какие-то разборки. В этом дисклеймере ясно сказано, что наша акция – всего лишь лотерея и проводится она по всем канонам и правилам лотерей.

– При этом мы тщательно отслеживаем, чтобы победитель получил свой приз, более того – мы записываем его паспортные данные и официально документируем факт вручения приза. Совсем недавно у нас один человек выиграл огромный телевизор, так мы его полгода искали – то он лежал в больнице, то уехал в санаторий. В итоге мы его нашли и все-таки вручили ему приз. Есть даже фотографии этого человека со мной и с телевизором. Правда, в интернете мы не отчитываемся об этих акциях, поскольку аудитория каталога, согласно нашим опросам, совершенно не интересуется интернетом и, порой, даже не знает о его существовании, равно как и о существовании сайта Ozon.Ru.

– Стоит отметить, что наша лотерея настолько легальна, что победителям приходится платить с призов 13%-ный налог, о чем мы непременно предупреждаем каждого победителя.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.