Мы потратили несколько часов, сследуя онлайн-сервисы из списка Webware 100 Top Web Apps 2008 и изучая их бизнес модели. Следующая диаграмма показывает результаты исследования — 34% сервисов используют рекламную модель, 12% различные схемы подписки, 8% продают виртуальные товары (чаще всего в виде данных для скачивания), такая же доля сервисов предлагает сопутствующие продукты (обычно большие компании-разработчики предлагают бесплатный вариант продукта для привлечения к их платформе) и еще 8% сервисов используют схему «оплата за использование».

image

Бизнес модели
























































































































  Модель Вариант Описание
I Немедленный доход Модели для извлечения постоянного дохода (модели самообеспечения)
I.S Подписка   С конечного пользователя взимается регулярная, периодическая плата. Примите во внимание: 
• Минимальный срок контракта 
• При оплате доступа на X (дней, месяцев, недель) Y (дней, месяцев, недель) получает бесплатно 
• Первые X (дней, месяцев, недель) бесплатно (‘оценочный период’) 
• Периоды скидок 
• Плата за отключение рекламы 
• Плата за дополнительный (премиум) контент 
• Плата за доступ к API/расширенным функциям 
• Плата за поддержку
I.S.F   Фиксированная Фиксированная стоимость подписки (например, доступ к онлайн-журналу или сервису).
I.S.V   Переменная Набор из разных вариантов подписок с фиксированной ценой доступных конечному пользователю; цена определяется особенностями подписки, ограничениями на использование и т.п. Этот вариант включает модель “Freemium”; (обычно ограниченная) бесплатная опция вместе с одной или несколькими платными опциями.
I.T Поддержка сторонних лиц   Конечный пользователь получает сервис бесплатно. Сторонние лица оплачивают предоставляемый сервис.
I.T.A   Реклама Одно или несколько сторонних лиц размещают явно обозначенную рекламу на сайте или внутри веб-приложения. Варианты рекламы включают графические баннеры, текстовые объявление, строчные объявления, реклама между разделами и т.д. Обычно стоимость рекламы определяется за переход, за определенное действие или за тысячу показов.
I.T.S   Спонсорская поддержка Одно или несколько сторонних лиц (компаний) становятся официальными спонсорами сайта. Это может включать постоянную (заметную, без ротации) рекламу спонсора, брендирование сайта в стиле спонсора (цвета, слоганы) и/или лицензионные соглашения со спонсором.
I.T.C   Платный контент Рекламно-редакционные материалы (Advertorials): компании платят за размещение своих маркетинговых материалов на сайте.
I.T.P   Платное размещение Компании платят за включение в список участников (например, сравнения, обзоры).
I.T.R   Реферальная система Конечные пользователи направляются на сайты других компаний, которые платят сайту за транзакции перешедших пользователей (например, сравнительные сайты).
I.T.L   Лицензирование контента Другим лицам и компаниям предоставляется доступ на переиспользование информации сайта в их собственных целях.
I.P Платежи   Пользователь лично производит транзакционные приобретения.
I.P.U   Оплата-за-использование Микроплатежи: конечный пользователь платит за использование онлайн-сервиса (за однократный доступ или доступ на ограниченное время). Это включает модель брокериджа, когда пользователь платит фиксированную таксу или процент за каждую транзакцию (например, ebay). Это также включает покупку «кредитов», например, 10 использований сервиса за фиксированную цену. Могут быть предложены скидки за оптовую покупку.
I.P.P   Реальные товары Обычная модель электронной коммерции – продажа книг, CD, билетов и т.п. Обычно каждый «физический товар» имеет фиксированную стоимость, связанную со способом его производства.
I.P.V   Виртуальные товары Пользователь покупает «цифровой» товар, с пренебрежительно малой стоимостью тиражирования. Это включает виртуальные подарки (например, Facebook), внутриигровые предметы (например, World of Warcraft) и другое виртуальное имущество, (например, земля в Second Life).
I.P.R   Сопутствующие товары Пользователь имеет бесплатный доступ к основному продукту/сервису. Отдельная, опциональная плата берется за сопутствующие товары/сервисы с добавленной ценностью, например документация, поддержка, коммерческие версии приложения для iPhone или Android и т.д.
I.P.D   Пожертвования Сайт полагается на добровольные пожертвования конечных пользователей.
L Долгосрочный доход   Стратегические модели «инвестируй и получай вознаграждение», где начальные вложения убыточны на фоне более долгого возврата инвестиций.
L.E Создайте и эксплуатируйте   Создайте устоявшуюся аудиторию, прежде чем заняться монетизацией.
L.E.R   Переиспользование/ Перепродажа Перепродавайте/переиспользуйте данные и контент, обычно с сайтов с контентом генерируемым пользователями (User Generated Content), например создавайте книги, постеры и другие могущие быть купленными товары из данных/контента созданного на сайте.
L.E.P   Платформа Создайте платформу, затем берите плату за её использование с третьих лиц, после того как была создана аудитория пользователей, например iPhone, а также Facebook.
L.E.B   Брендирование Создайте персональный бренд для себя/вашей компании. Когда будет достигнута высокая осведомленность пользователей о вашем бренде, выходите на цикл «Конференции – Рабочие столы – Эксперт», выпускайте книгу и т.п.
L.S   Продажа/Уход с рынка Создайте популярное приложение/сайт и затем сделайте его монетизацию проблемой другого лица, например YouTube.


Мета-модели

Следующие бизнес модели могут быть применены дополнительно к большинству базовых моделей описанных выше.


























  Модель Варианты Описание
M.R Разделение доходов   Пользователям предлагаются денежные стимулы для повышения приносимого сайтом/приложением дохода, за счет разделения с ним определенного процента от дохода (обычно оценивается популярность контента пользователя или его персональные рефералы).
M.R Реселлер   Пользователь может заниматься перепродажей онлайн-сервиса.
M.R.A   Аффилиатная система Пользователь получает плату за направление потребителей на сайт, обычно за счет продажи/размещения товаров/сервисов на других ресурсах.
M.R.W   Частная марка Пользователь может сам забрендировать онлайн-сервис и перепродавать его как собственный (обычно получая процент от дохода, или оплачивая фиксированную плату оригинальному сервису и самостоятельно определяя цены продажи).

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.