Руководство НАСА в событиях вокруг катастрофы шаттла “Коламбия” начинает выглядетьвсе менее невинным. Сначала стало известно, что за последний год из НАСА былиуволены несколько специалистов, резко критиковавших безопасность старых “челноков”.Сегодня американская телекомпания MSNBC сообщила, чт
за 2 дня до трагедии руководствуНАСА был представлен письменный доклад. Его общий смысл сводился к тому, чтопосле инцидента при взлете посадка корабля может быть не безопасной. Речь в докладеидет о том самом куске оранжевой термоизолирующей ленты, который оторвался отодного из топливных баков при взлете. Эти кадры с маленькой “нештатной” вспышкойпламени, обошли экраны всего мира. В докладе четко говорилось то, что подтверждаетосновную версию катастрофы: отвалившийся фрагмент мог задеть левое крыло шаттлаи нанести повреждения термостойкому покрытию “Коламбии”. Опровергать или подтверждатьэту версию даже не нужно.
Понятно, что эксперты NASA, со временем, разберутся в случившемся. Но уже сейчасвидны главные последствия аварии. Америка, что вполне естественно, заморозилапрограмму запуска трех оставшихся космических челноков и строительства новых.До выяснения причин крушения “Коламбии” полеты производиться не будут, и экспертывысказывают сомнения, что эксплуатация шаттлов будет продолжена хотя бы в этомгоду.
Самое важное – это проблемы, связанные с дальнейшей эксплуатацией МКС. Российскиебеспилотные носители “Прогресс” полезной грузоподъемностью в 2 тонны использовалисьдля поставки на станцию грузов и топлива, а большая часть экипажей доставляласьамериканскими кораблями, которые могут взять на борт семь астронавтов вместотрех, а также перевозить до 30 тонн груза. По плану Россия должна направлятьракеты на МКС 2-3 раза в год, и для изменения этого графика от нее потребуютсязначительные усилия и незапланированные финансовые ресурсы. Только лишь технологиясборки и испытаний аппаратов “Прогресс” и “Союз” подразумевает определенный временнойпроизводственный цикл, который не так-то легко изменить.
Будущее российской космической программы, связанной с пилотируемыми полетами,вызывало вопросы после завершения, не без давления США, эксплуатации космическойстанции “Мир”. Непонятно, насколько быстро мы сможем перестроить планы, и найдутсяли желающие инвестировать деньги в новые проекты. Полеты в космос с туристамине смогут, очевидно, обеспечить необходимый приток финансов, а научный потенциалнаших космических начинаний в настоящее время невелик, в отличие от коммерческогои военного.
Вообще, во всем мире в последние годы было заметно падения интереса к полетамв космос с участием человека, а последние события могут разрушить и так не вполнеотчетливые перспективы. Орбитальные космические станции многими воспринимаютсякак рутина, а полет на Марс – как утопия. Американская лунная программа такжезавершилась достаточно тихо, а громко лишь звучат вопросы в СМИ: а действительноли нога человека ступала на поверхность Луны? Большинство стран не выделяет достаточныхденег на пилотируемые программы.
Уже известно, что по инициативе президента Буша бюджет NASA, сокращавшийся впоследнее время, увеличится на 470 миллионов долларов, а Россия пересмотрит программузапуска “Союзов” и “Прогрессов”. Также, возможно, информация о последних 32секундах полета “Коламбии”, после потери связи с экипажем, сохраненная в наземныхсистемах слежения, позволит достаточно быстро определить вероятную причину трагедии.Но кто может дать гарантию, что она – единственная?
Запасы на МКС, к которой в минувшее воскресенье успешно стартовал российскийтранспорт “Прогресс”, позволят трем космонавтам оставаться на станции как минимумдо конца июня. Если после этого перевести станцию в беспилотный режим, ее консервацияна длительный срок приведет к невозможности дальнейшей эксплуатации.