Электронная коммерция в России становится все более прибыльной: потребители не прочь сэкономить время на походы по магазинам, а зачастую – и деньги.
Совместно с call-центром группы компаний Imageland RBC daily провела опрос по популярности интернет-магазинов. В нем приняли участие 300 респондентов
тарше 18 лет, пользующихся Интернетом чаще одного раза в неделю и совершающих покупки в онлайн-магазинах. Результаты опроса показали, что все большее количество потребителей пользуются их услугами. При этом 41% выбирают онлайн-магазины из-за низких по сравнению с обычными цен и столько же – из-за нежелания самому отправляться в обычный магазин. Как правило, в сети приобретают электронику и средства связи (49%), книги (34%), а также аудио- и видеозаписи (33%). В целом, как считают эксперты, рынок электронной торговли развивается довольно динамично, а его годовой рост может достигать 70-100%. Причем не только за счет Москвы, но и за счет регионов.
Оборот рынка электронной коммерции в России, по подсчетам специалистов, составил в прошлом году 300 млн долларов. При этом из 7 млн всех пользователей российской сети треть – либо постоянные клиенты онлайн-магазинов, либо пользуются Интернетом при выборе того или иного товара. Например, 77% респондентов, участвовавших в опросе, периодически пользуются услугами онлайн-магазинов, 18% – совершают покупки в них несколько раз в месяц, а еще 6% – их постоянные клиенты. “Количество покупателей интернет-магазинов активно растет, – сказал RBC daily руководитель направления электронной коммерции компании “Яндекс” Илья Положинцев. – Например, как следует из опроса, половина респондентов сделали свои первые покупки в сети в прошлом и этом году, то есть рост аудитории составил почти два раза за год”. Как правило, покупки в таких магазинах совершают люди, имеющие постоянный доступ в Сеть. Из них 37% пользуются dial-up, 33% – выделенной линий, а еще 30% – локальной сетью дома или на работе. “Изначально аудиторию интернет-магазинов составляли менеджеры среднего звена, руководители и специалисты, традиционно имеющие доступ в Интернет, – сказала RBC daily директор компании “Партер” МаринаЛенсу. – Сейчас в значительной мере прирост осуществляется за счет увеличения числа пользователей, получающих доступ из дома. Благодаря бурному распространению выделенных каналов доступа в жилых районах аудитория Интернета расширяется за счет домохозяек и молодежи, которые активно осваивают технологии покупок в интернет-магазинах”.
В качестве преимуществ подобных торговых площадок участники опроса называли более низкие цены, нежелание ехать в обычный магазин и возможность быстрее найти нужный товар. “Есть товары, которые традиционно дешевле в интернет-магазинах, – прокомментировал RBC daily аналитик департамента консалтинга РБК Валентин Крохин. – Это, например, относится к бытовой технике. Во-первых, в Интернете можно получить довольно широкий выбор, во-вторых, сравнить цены, а в-третьих, выбранный товар вам доставят. Зато люксовые товары по-прежнему приобретаются в обычных магазинах. Исключение составляют продукты: приобретать их в сети дороже, но более обеспеченная аудитория готова переплачивать за удобство и их доставку”. Сходного мнения придерживается и Илья Положинцев. “Цена уже не является доминирующим фактором при выборе онлайн и офлайн магазина, – считает он. – Первые становятся все более востребованными за счет экономии времени, популярны именно из-за этой услуги”.
Характерно, что наибольшим спросом среди опрошенных пользуются покупки в сети электроники и средств связи (49%), книг (34%), а также аудио- и видеозаписей (33%). Отсюда и предпочтения магазинов: Ozon знают 49% опрошенных, Bolero – 31%, Megashop – 24%. А вот из офлайн-магазинов, имеющих свои представительства в Интернете, участники опроса назвали “М.Видео” (73%) и “Рамстор” (49%). “Продажи через Интернет составляют 2% от общих продаж сети, – прокомментировал RBC daily директор по маркетингу и продажам сети магазинов “М.Видео” Михаил Кучмент. – Это соответствует мировым тенденциям: по данным Министерства торговли США, доля интернет-продаж в 2003 г. составляла 1,5-1,9% от общего объема продаж. Они увеличиваются в 1,5-2 раза в год, причем рост идет как за счет увеличения аудитории Интернета, так и за счет увеличения доли покупателей среди пользователей, подключившихся к сети раньше. Постепенно пользователи, использующие Интернет лишь для получения информации о цене и свойствах товара, начинают приобретать опыт онлайновых покупок”. Как рассказал г-н Кучмент, в США более 35% населения используют Интернет для получения информации, и лишь затем они совершают покупку в обычном магазине. “Именно поэтому на первое место выходят компании, придерживающиеся мультиканальной стратегии продаж, – считает он. – Так, к прошлому году 8 из 10 компаний-лидеров онлайн-продаж в США были именно такими”.
Однако очевидны и минусы интернет-магазинов. 54% опрошенных в качестве главной проблемы назвали отсутствие товара, который продает магазин, а также неурядицы с доставкой. По 15% отметили позднюю доставку и доставку не с первого раза. “Проблема интернет-магазинов – в логистике, – прокомментировал Валентин Крохин. – Отстроена она плохо. Один из выходов в этой ситуации, на мой взгляд, – это переход на аутсорсинг”. Участники рынка считают, что подобные проблемы скорее “возрастные”, и с укреплением рынка они сами сойдут на нет. “Появление во время интернет-бума огромного количества компаний-однодневок, исчезающих, не выполнив обязательства, сформировали у российских пользователей барьер недоверия к покупкам в виртуальных офисах, – рассказывает Марина Ленсу. – Но сейчас отношение начинает меняться, поскольку на рыне остались только те, кто изначально выстраивал бизнес-модель грамотно, с долгосрочной перспективой. Кроме того, препятствие для интернет-бизнеса заключается в низком уровне развития технологий в России: известно, что 60% пользователей Интернета сосредоточено в Москве. А также в несформированности покупательского поведения, подразумевающего покупки через сеть. Но этот фактор связан только с молодостью рынка”.
Как считают специалисты, динамика развития этого рынка такова, что его рост может составлять до 100% в год. Причем, как считает Валентин Крохин, не только за счет Москвы, но и за счет регионов. “Например, в городах-миллионниках уже готовы аудитория и инфраструктура для этого”, – сказал он. А Илья Положинцев полагает, что только в этом году рынок электронной торговли увеличится на 50-70%, а его потенциал в столице еще не достигнут. “Мы уверены, что тенденция роста спроса на услуги интернет-магазинов сохранится, что этот способ приобретения товаров станет традиционным, – сказала Марина Ленсу. – В скором будущем в норму войдет покупка в них любых товаров – это подтверждается и западным опытом. У нас сейчас темпы роста спроса на услуги интернет-магазинов гораздо выше, чем были за рубежом десять лет назад. Поэтому мы прогнозируем всплеск популярности интернет-бизнеса в ближайшие два года”.