Вслед за развитием венчурного финансирования в России постепенно набирают активность бизнес-ангелы, в основном финансирующие стартап-проекты. Но дефицит инвестиционных ресурсов в бизнес-ангельском секторе в 10 раз превышает текущий объем инвестиций. В то же время инвесторы испытывают острый недостаток по-настоящему перспективных инновационных проектов, в том числе и в сфере ИТ. Нехватка квалифицированных менеджеров, способных создавать по-настоящему прибыльные модели, является одним из основных препятствий для увеличения числа молодых быстрорастущих бизнесов.

В России увеличивается число бизнес-ангелов, – за год их количество выросло в три раза. Так, если в 2006 г. в стране существовало около 10 сетей бизнес-ангелов, то в 2007 г. их количество выросло до 30. Только в Национальном содружестве бизнес-ангелов числится около 100 членов. Средний срок реализации проекта, инвестируемого бизнес-ангелом, колеблется от 2 до 5-7 лет, а необходимые вложения составляют $100-500 тыс. Такие затраты по плечу не только крупной компании, но и частному инвестору, либо группе из 2-4 человек, которых на российском рынке становится все больше. Вместе с тем, инвесторы испытывают недостаток качественных проектов и прикладывают немало усилий для их поиска.

Несмотря на то, что в стране существует множество сфер приложения ИТ-усилий, динамика развития молодых компаний не столь высока. Например, по словам Александра Лупачева, вице-президента Delta Private Equity Partners, в настоящее время консолидированный оборот бизнеса, сосредоточенного в российском сегменте интернета, составляет около $400 млн., в то время как отечественные интернет-провайдеры заработали в 2006 г. около $1,5 млрд. «На входе в интернет находится почти в 4 раза больше финансовых средств, чем внутри него, что свидетельствует о недостатке сетевого контента», – отметил Александр Лупачев, выступая на «Втором Российском форуме бизнес-ангелов». Это открывает широкие возможности перед российскими разработчиками и бизнесменами, при этом «российскому инвестору не обязательно брать на себя технологические риски, достаточно адаптировать успешную западную модель к российским условиям», – подчеркнул он.

Большое внимание поиску перспективных начинающих компаний на территории России и инвестициям в них уделяют крупнейших западные корпорации. «В первую очередь нас интересуют показатели, которые имеет российская отрасль разработки программного обеспечения, – уточняет Сергей Еремин, руководитель проектов по развитию технологического предпринимательства департамента стратегических технологий Microsoft Russia. – В настоящее время доля разработки ПО в ВВП страны составляет 0,15%, в то время как в Англии и Германии этот показатель составляет 1-2%, а в Индии – 8%». Последнее свидетельствует явно не в пользу ожидаемой активности команд разработчиков российских компаний.

Инвесторы испытывают острый недостаток по-настоящему перспективных инновационных проектов

Вместе с тем, наиболее перспективные начинающие компании быстро попадают в инвестиционное поле крупных игроков, способных оперативно обеспечить инвестиции значительного объема. Учитывая высокий научно-технический потенциал России, эти компании выделяют значительные средства на развитие отечественных ИТ-компаний. «За 15 лет работы на российском рынке мы вложили около 700 млн. долларов в различные направления, – рассказал Юрий Французов, директор по стратегическому развитию бизнеса группы программных продуктов и решений Intel. – На сегодня наша компания поддерживает около 1000 российских разработчиков, мы уделяем большое внимание развитию российского образования, осуществляем инвестиции в развитие российских высокотехнологичных компаний».

Однако одним из основных препятствий на пути развития технологического бизнеса в России является не только недостаток денежных средств на старте, но и нехватка квалифицированных менеджеров, способных создавать и руководить развитием по-настоящему прибыльных быстрорастущих бизнесов. Это значительно тормозит развитие бизнес-ангельского движения в стране. Так, по данным Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР) в начале 2007 г. общий объем бизнес-ангельского инвестирования в России составлял 4,5 млрд руб. Эта цифра включает вложения бизнес-ангелов в объеме 0,5 млрд руб. и около 4 млрд руб., выделяемых на посевные проекты государственными структурами – «Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере» («Фонд Бортника», ~ 1 млрд руб.) и «Роснаукой» в рамках ФЦНТП (~ 3 млрд руб.). В то же время возможности венчурных инвестиций в России, с учетом Росинфокоминвеста, РВК, Региональных венчурных фондов с госучастием и без, частных зарубежных венчурных фондов, по расчетам СБАР, оцениваются в 39 млрд руб. По мнению экспертов, дефицит инвестиционных ресурсов в бизнес-ангельском секторе в России составляет около 45 млрд руб. То есть все еще нет ответа на вопрос – смогут ли в ближайшем будущем удачно вложить свои средства именно в технологические компании создаваемые и уже работающие венчурные фонды. Они имеют дело с молодыми, но уже окрепшими компаниями, как правило, получившими развитие благодаря посевным и бизнес-ангельским деньгам.

При этом, несмотря на наличие большого числа частных инвесторов, по мнению Юрия Ткаченко, заместителя директора инновационно-технологического центра Нижегородского государственного университета, в области венчурного финансирования высокотехнологичного бизнеса без поддержки государства обойтись нельзя. Но для ее эффективной организации необходимо решить главный вопрос: кому давать деньги – научным группам или бизнесменам? Неразвитость у ученых и разработчиков предпринимательских качеств, незаинтересованность государственной науки в капитализации интеллектуального капитала, отсутствие в России технократической элиты делают попытки вложения государственных средств в разработки неэффективными. По мнению участников «Второго Российского форума бизнес-ангелов», только высокопрофессиональные менеджеры и венчурные инвесторы способны довести существующие проекты в области высоких технологий до их практического внедрения.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.