Крупнейший российский интернет-поисковик “Яндекс” второй год подряд удваивает выручку. Способствует этому рост интереса рекламодателей к размещению в Рунете контекстной рекламы.


Крупнейшая в Рунете поисковая система “Яндекс” сообщила, что в 2006 г. удвоила выручку по сравнению с преды
ущим годом до $72 млн. Более 80% доходов ($58 млн) компании принесло размещение контекстной рекламы, а остальное – медийной. Количество рекламодателей, размещавших контекстную рекламу на “Яндексе” в прошлом году, выросло за год в полтора раза до 30 000 клиентов.


По оценке Mindshare Interaction, рынок контекстной рекламы в прошлом году рос значительно быстрее медийного, но в структуре доходов “Яндекса” соотношение этих двух видов рекламы осталось прежним. Руководитель пресс-службы “Яндекса” Михаил Ушаков объясняет это тем, что компания в 2006 г. уделяла медийной рекламе больше внимания, чем годом ранее. “В частности, на рост медийных доходов повлиял контракт с рекламным агентством IMHO VI”, – рассказывает он.


Две другие крупнейшие компании Рунета – Mail.ru и Rambler – размещают прежде всего медийную рекламу, а доля контекстной на их страницах не превышает 30%. Результаты за прошлый год эти компании еще не опубликовали, но, по прогнозам ИК “Финам”, оборот Mail.ru составил около $30 млн, а Rambler – $25 млн. Мировой поисковый гигант Google, который зарабатывает на рекламе $1 млрд в квартал, на российском рынке пока представлен слабо. Российское представительство Google результатов за прошлый год не раскрывает, но, по оценкам “Финама”, компания заработала в Рунете не больше $3 млн.


“Рост “Яндекса” вполне ожидаемый, крупные порталы растут быстрее рынка в целом”, – говорит директор по маркетингу Mail.ru Анна Артамонова. У Mail.ru поступления от размещения медийной рекламы обеспечивают около 75% всех доходов, добавляет она.


Вся контекстная реклама в Рунете концентрируется в “Яндексе” и “Бегуне” (компания – продавец контекстной рекламы), которые делят этот рынок, считает управляющий партнер компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов. “Яндекс” растет вместе с рынком, а “Бегун” в прошлом году даже обгонял рынок, говорит он. “Бегун” уже не первый год растет в три, а по некоторым показателям в четыре раза, подтверждает директор по внешним связям этой компании Дмитрий Чистов.


 “Яндекс” хорошо поработал на рынке контекстной рекламы, но это не предел: например, “Бегун”, который продает контекстную рекламу на Rambler, за прошлый год продажи утроил, согласен гендиректор “Рамблер Интернет Холдинг” Денис Калинин. “Бегун” не раскрывает доход за прошлый год, но осведомленный источник оценивает его в $36 млн.


Результаты “Яндекса” совпадают с ожиданиями рынка, говорит гендиректор рекламного агентства AdWatch Лев Глейзер. По его словам, в этом году доля медийной рекламы на “Яндексе” будет снижаться, а контекстной – вырастет до 90%, что соответствует рыночным тенденциям. Глейзер прогнозирует, что в 2007 г. рынок контекстной рекламы вырастет до $200 млн, а медийной – до $150 млн. Все крупные игроки нацелены на развитие текстовой контекстной рекламы, добавляет гендиректор Link.ru (один из конкурентов “Бегуна”) Дмитрий Васильев. Баннеры заметно дороже и их покупают крупные компании с серьезными рекламными бюджетами, объясняет он.


Результаты “Яндекса” хорошие, но предсказуемые, считает аналитик “Финама” Игорь Веретенников. Темпы роста доходов компании оказались несколько выше, чем рынка интернет-рекламы в целом, что связано прежде всего с высокой долей доходов от контекстной рекламы, отмечает он. По его прогнозам, чистая прибыль “Яндекса” в прошлом году могла составить $25-28 млн. “По сути, Яндекс подтвердил позиции лидера Рунета, при нынешних показателях его капитализация могла бы составить $2,2-2,5 млрд”, – резюмирует он.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.