Арт-галереи круто освоили онлайн: загружают в сеть коллекции в hi-res, выпускают приложения, снимают VR-экскурсии и даже разрабатывают отдельные онлайн-проекты. Но некоторые из них откровенно скучные или просто не несут креатору пользы.

Мы выбрали семь проектов MET, Британского музея, Рейксмузеума и еще нескольких, чтобы показать: когда дело доходит до онлайна, быть громким и интересным можно не только через SMM.

Арт под микроскопом в Музее Ван Гога

Музей Ван Гога в Амстердаме молодой, но мегапопулярный — каждый год в нем бывают около 2 млн людей. Там собрана самая масштабная коллекция работ Ван Гога в мире: больше 200 картин, 500 рисунков и 800 писем.

Этот музей — не только галерея с постоянной экспозицией, еще на его базе проводят научные исследования, реставрацию, кураторские выставки, издают книги и альбомы. Команда музея на сайте даже отвечает на самые странные вопросы о художнике: «почему Ван Гог отрезал себе ухо?», «ел ли желтую краску?» и «был правшой или левшой?».

В 2018 году музей выпустил веб-приложение Unravel Van Gogh, в котором, что называется, по молекулам разобрали работы этого художника. По сути, этот проект — список из 56 визуальных историй, и каждая из них по-своему связана с одной из картин Ван Гога, от «Спальни» и «Поля ирисов около Арля» до «Морского пейзажа у Сент-Мари-де-ла-Мер».

Истории — не шаблонные. В одной показывают фактуру картины, снятую при боковом освещении, в другой — макросъемку песчинок, прилипших к краске. И, например, сравнивают изображенный пейзаж с современным фото или предварительным наброском.

В Unravel Van Gogh легко ориентироваться. Каждую новую страницу сопровождает подсказка: перетаскивать контрольную точку, двигаться от точки к точке, нажать и удерживать, чтобы стереть верхний слой.

По стрелке открывается емкий текстовый комментарий: короткий анализ, цитаты из писем художника, небольшие аудиофайлы и дополнительные иллюстрации (фрагменты крупным планом, похожие картины).

ПОЛЬЗА. Unravel Van Gogh вытаскивает из работ Винсента вполне практические формулы. Например, если убрать с картины детали, останется шаблон композиции в виде крупных цветовых пятен. А если высветлить рисунок, откроются направляющие, с помощью которых Ван Гог создавал перспективу.

Вокруг света за 6 тыс. лет в Британском музее

Британский музей — это как братья Люмьер или Стив Джобс в мире музеев. В середине XVIII века он стал первым выставочным пространством, открытым для публики. Здесь хранятся исторические артефакты всех времен и континентов: символы культуры, искусства и быта с 4000 года до н.э. и до наших дней.

В Британском музее одновременно показывают Розеттский камень, по которому восстанавливали египетскую письменность, и выставку модерн-фотографии, читают онлайн-лекцию о тибетской йоге и устраивают выставку о культуре коренных народов Арктики.

В феврале 2020 года Британский музей в коллаборации с Google Cultural Institute запустил проект The Museum of the World — медитативную интерактивную карту с временной шкалой, на которой проложены связи между странами, предметами, столетиями:

Интерфейс напоминает трассу в пять полос: Африка, Америка, Азия, Европа, Океания. На этой трассе отметки времени с шагом в 100 лет. Ты идешь где-то в 1600-х и находишь артефакт — поднимаешь, а от него тянутся нити во времени (вперед/назад) и пространстве (на запад/восток).

Сайт The Museum of the World устроен просто: одна цветная точка — один экспонат из Британского музея. Цветные нити соединяют эту точку с другими. Во всплывающем окне открываются картинка и название. В разделе с дополнительной информацией — описание, положение объекта на карте и аудиокомментарий куратора.

В меню справа экспонаты распределили по категориям. Есть опция оставить на карте, например, только арт, предметы религиозных культов или быта — и остальные точки исчезнут с карты.

ПОЛЬЗА. The Museum of the World — крутой инструмент для прокачки насмотренности и тренировки креативности. Если хочется, можно придумать свой алгоритм работы на ходу: например, взять один объект из африканского V века, один из американского XVIII века — и придумать, как их связать.

Язык тела в MET

У нью-йоркского Метрополитен-музея (МЕТ) были грандиозные планы на 2020: он отмечал 150-летие и собирался на весь год стать центром выставочной жизни. За день до открытия главной выставки Making the Met в США объявили локдаун.

Самую знаменитую модную вечеринку MET Gala в этом году тоже не провели. Но музей живет именно офлайн-движем: устраивает перформансы и концерты в залах, собирает звезд и ученых, а обычных посетителей снимает для проекта Met Stories.

МЕТ — музей-экстраверт. Даже для онлайн-проектов здесь сначала устраивают танцевальную или театральную импровизацию, а потом адаптируют ее для сети. Как для проекта Viewpoints: Body Language.

Viewpoints: Body Language — это 20 двухминутных видеоисторий о 20 знаковых скульптурах музея. Артефакты медленно рассматривают с десятков ракурсов под комментарии куратора, преподавателя, режиссера или танцора. Фокус — на жестах и позах скульптурных героев, а еще на эмоциях, знаках и смыслах, выраженных через язык тела.

Форматы видеороликов практически не повторяются. В одном — актеры дублируют позу скульптуры, в другом — положение тела и эмоция становятся отправной точкой для танцевальной импровизации, в третьем — рассказ о скульптуре актер дублирует на языке жестов.

ПОЛЬЗА. Камера в роликах Viewpoints: Body Language берет ракурсы, которые невозможны в реальном наблюдении за скульптурой: сверху, снизу, из дальней высокой точки. Подборка этих стоп-кадров — крутой гайд по изображению тела и эмоций.

Фокус на деталях в Рейксмузеуме

Амстердамский Рейксмузеум основал еще брат Наполеона I, и коллекция музея —  800 лет нидерландского искусства с шедеврами Рембрандта, Вермеера и Халса. Несмотря на строгую классику, от Рейксмузеума можно ожидать что угодно.

Интеллектуальный эпатаж — второе имя Рейксмузеума. Он легко может устроить школьный завтрак в музейной галерее или предложить 10-миллионному посетителю провести ночь в зале с «Ночным дозором». У их ресторана — звезда Мишлен, а у старого здания — крутые стеклянные потолки и интерьерные фишки.

С началом локдауна Рейксмузеум выкатил список из десяти возможностей побывать в музее не выходя из дома. В этом списке — два онлайн-проекта: такие же дерзкие, понятные, ненапряжные и умные, как вся коммуникация музея.

Первый — проект Masterpieces up close. Это квест с поиском десяти ключей и возможностью выиграть приз от Рейксмузеума:

В розовом меню слева открывается таблица с ключами. Если нажать на любой из предложенных значков, появится загадка. Например, найти веселую пьющую компанию или влюбленную парочку под деревом. Для этого нужно виртуально бродить по небольшой галерее и рассматривать картины.

На нужном полотне прячется крошечный ключ — его легче отыскать, если сделать zoom in. Но картину придется еще изучить и после короткого описания ответить на вопрос. Потом собрать все буквы, под которыми были правильные ответы, сложить из них слово — и тогда можно рассчитывать на приз. Узнать, каким он будет, смогут только те, кто прошел квест.

Польза для дизайнера. Даже если подарок от Рейксмузеума получить не выйдет, удастся потренировать насмотренность и внимание к деталям. Самым ненапряжным образом — проходя квест.

Второй проект из списка — Experience the Night Watch, он посвящен картине Рембрандта «Ночной дозор», знаменитому символу Рейксмузеума:

Experience the Night Watch — это интерактивная карта по фрагментам картины, которые обычно не рассмотришь невооруженным взглядом.

На первой странице предлагают выбрать один из восьми разделов: история, секреты, композиция, движения и другие. В каждом — набор аудиокомментариев по теме, с визуальной демонстрацией. Все вместе складывается в мегаподробный гайд по этому шедевру — с объяснением, где Рембрандт спрятал автопортрет, что здесь делает его жена, как зашифрован цветок клевера и скрыта подпись художника.

ПОЛЬЗА. Самая ценная часть виртуальной экскурсии по картине Рембрандта — это раздел о композиции. Она объясняет, как художник манипулирует нашим взглядом, создает глубину в композиции и работает со светом.

Видеогейм в Смитсоновском музее

Смитсоновский институт в Вашингтоне — это метасимвол американской идентичности. Он уже давно считается таким же знаковым артефактом США, как Микки Маус или Лас-Вегас. И более того — стал тем самым местом, где хранятся главные объекты американской культуры.

Например, в экспозиции музеев Смитсоновского института есть красные туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз» и скафандр Нила Армстронга. А еще — коллекция картин знаковых художников США за последние 200 лет: Марка Ротко, Эдварда Хоппера, Эндрю Уайета и Джорджии О’Кифф.

Гейм-проект музея No Spectators: The Art of Burning Man тоже, конечно, про культовый американский символ — фестиваль независимого искусства Burning Man, который ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок:

The Art of Burning Man сначала был живой выставкой, которая прошла в Смитсоновском музее в конце 2018 — начале 2019. Два этажа галереи заняли подвижные инсталляции, костюмы и скульптуры, которые независимые художники США в разные годы сооружали в Блэк-Рок.

Несколько недель по вечерам, когда галерея закрывалась для посетителей, команда Intel проводила здесь съемку. Отснятые материалы превратили в сеттинг игры и  загрузили ее на Sansar, платформу социальной виртуальной реальности. Сейчас игра в свободном доступе — ее можно пройти с VR-очками или без.

После релиза VR-проекта The Art of Burning Man куратор выставки Нора Аткинсон проводила виртуальные экскурсии в реальном времени. Чтобы попасть в игру сейчас, нужно установить Sansar (доступно только на Windows) и выбрать аватар. Потом среди прошедших событий найти No Spectators: The Art of Burning Man — и играть.

ПОЛЬЗА. Burning Man — это креативный отрыв, свобода самовыражения, фантастические механизмы и инсталляции. Если нет инсайтов — погружайся в этот мир виртуально, и они точно найдутся.

Контемпорари арт в Tallinn Art Hall

В Таллиннском Доме искусства нет постоянной экспозиции. Каждый год галерея проводит 15-17 выставок работ современных артистов из Эстонии и всего мира, и после окончания увидеть эти экспозиции больше невозможно.

На весеннем карантине мировые музеи редко решались на создание нового онлайн-продукта. Чаще всего они просто напоминали, что их экспозиции можно посмотреть виртуально, делали стримы из залов и брали зум-интервью у кураторов. А Таллиннский Дом искусства быстро запилил полноценный онлайн-проект.

Все выставки, которые стояли в плане на весну, галерея перенесла в онлайн. Но не в традиционном формате 360°, а в виде интерактивной видеопрогулки, снятой из фиксированной позиции:

Арт-обозреватель The New York Times Джейсон Фараго назвал проект Tallinn Art Hall самым умным и инновационным решением весеннего музейного локдауна.

В отдельном онлайн-хабе Таллиннский Дом искусства собрал видеопрогулки по четырем выставкам современного арта. Все они — с аудиогидами. В каждом фрагменте выставки есть несколько точек взаимодействия с экспонатами. В одних открываются крупные планы объектов, в других — текстовая информация, в третьих — экранное видео, где просто кто-то просматривает папку с фото.

ПОЛЬЗА. Выставки Tallinn Art Hall представляют крутой микс разных видов искусства. Смелость сочетать фото с деревянной скульптурой и керамической инсталляцией — важный урок для дизайнера.

Источник

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.