Компанией “АРБ – консалтинг” был проведен опрос 50 челябинских компаний, имеющих корпоративный сайт и уже использующих Интернет для рекламы и PR. Компании были выбраны случайно, среди них есть как крупные предприятия, так и небольшие; половина опрошенных компаний имеет “местный” рынок сбыт
, а половина – рынок межрегиональный. Не претендуя на точность полученных результатов, специалисты “АРБ – консалтинг”, тем не менее, отмечают некоторые тенденции, которые сложились сегодня на рынке интернет-рекламы.
В опросе изучалось использование следующих способов продвижения (видов рекламы): баннерная реклама на местных сайтах; баннерная реклама на общероссийских сайтах; баннерная реклама на отраслевых порталах; контекстная реклама; поисковая оптимизация сайта; размещение статей, новостей на других сайтах (сетевой PR).
Выяснилось, что 75% опрошенных компаний используют от 2 до 4 видов продвижения; при этом 2/3 компаний обращаются за баннерной рекламой на местные сайты, каждый из остальных видов интернет-рекламы используется примерно половиной опрошенных компаний. По результатам опроса, у компаний оказался в целом положительный опыт использования контекстной рекламы и оптимизации сайтов – по 80%, независимо от геграфии рынков. Наибольший процент неудач отмечается в случае использования баннерной рекламы на отраслевых порталах. В целом, довольно большой процент неудач (50%) потерпели рекламные кампании в Интернете у предприятий с межрегиональными рынками, в то время как компании с местным рынком сбыта потерпели неудачу только в 22% случаев использования интернет-рекламы.
Компании тратят в среднем 16% всего рекламного бюджета на Интернет. При этом компании с местным рынком сбыта тратят на интернет-рекламу в среднем 23% рекламного бюджета (максимум – 85%), а компании с межрегиональным рынком – 11% (до 60%). Средний бюджет на интернет-рекламу составляет 7,6 тыс. рублей в месяц. Для компаний с местным рынком сбыта это 10,7 тыс. (до 35 тыс.) рублей в месяц, для компаний с межрегиональным рынком сбыта – 5,4 тыс. рублей (до 10 тыс.). Половина рекламного бюджета тратится на местных сайтах.
Плохо обстоит дело с мониторингом эффективности интернет-рекламы. Так, 34% компаний вообще затруднились ответить что–либо о посещаемости своего сайта. Посещаемость других Челябинских сайтов распределилась следующим образом: около 60 % сайтов имеют низкую посещаемость – менее 20 человек в день, суточную аудиторию в 50 посетителей имеют 20% сайтов, и около 20 % сайтов имеют посещаемость до 100 человек в день.
В среднем для опрошенных компаний стоимость одного посетителя сайта обходится в 28 рублей, и меняется эта величина от 5 до 150 рублей. Стоимость для компании одного обращения по результатам интернет-рекламы находится в пределах от 12 до 2000 рублей и в среднем составляет 522 рубля. Как отмечают специалисты “АРБ – консалтинг”, такая цена одного обращения слишком высока для Интернета. Наибольшая стоимость обращений, свыше 330 рублей за обращение, наблюдается у компаний, которые в целом тратят не более 5 тыс. рублей в месяц.
Таким образом, авторы исследования делают вывод, что рынок интернет-рекламы в регионе только складывается, бюджеты компаний в основном неоптимальны, а эффективность рекламы не отслеживается.