Стремительная экспансия института интеллектуальной собственности (ИС), иногдадоходящая до стремления запатентовать всЈ на свете, всЈ чаще начинает наталкиватьсяна сопротивление с самых “неожиданных” сторон.

Некоторое время назад правительство Великобритании сформировало Комиссию по
равамна интеллектуальную собственность, в которую вошли представители не только Великобритании,но и США, Аргентины и Индии, и придало ей полностью независимый статус.

Комиссия провела исследование на тему ИС, и опубликовала доклад, в котором указывалосьна то, что для развивающихся стран интеллектуальная собственность (во всякомслучае, в еЈ американском и европейском понимании) не только не принесЈт никакойпользы, но даже наоборот, может быть смертельно опасна для наиболее бедных слоЈвнаселения.

Интересы богатых и бедных стран значительно отличаются друг от друга, говоритсяв докладе. Распространение прав на интеллектуальную собственность в этих странахсделает борьбу с нищетой куда сложнее. ИС угрожает ростом цен на медикаментыи семена, от которых в бедных странах всЈ зависит куда в большей степени, чемв развитых и богатых.

То же самое, по мнению авторов доклада, касается сферы образования, научных исследованийи развития информационных технологий.

Как сказал возглавляющий комиссию профессор Стэнфордского университета (StanfordUniversity) Джон Бартон (John Barton), “Развитые страны исходят из предположения,что то, что благо для них, будет благом и для развивающихся государств. Однаков случае со вторыми дальнейшее расширение и активизация защиты [интеллектуальнойсобственности] не обязательно приведЈт позитивным последствиям.

Развивающиеся страны нельзя принуждать к ужесточению мер по защите ИС, без учЈтатого негативного воздействия, которое эти меры могут оказать на их развитие ина бедную часть населения. Этим странам следует позволить устанавливать болееприемлемые правовые режимы, пусть даже и не слишком эффективно защищающие правана интеллектуальную собственность”.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.