Возможность свободного обмена информацией в Интернете – благо и в тоже время источник опасности для любого правительства. Характерный пример – Китайская республика. Осознавая важность повышения компьютерной грамотности для экономического роста государства, власти всячески способствуют ра
витию информационных технологий. В то же время они неизбежно сталкиваются с проблемой инакомыслия.
Именно на борьбу с ним во многом направлена сегодня государственная политика в области электронных технологий. Поскольку – о чем уже много раз писалось – контролировать содержание всех «подозрительных» сайтов невозможно физически, решение было найдено вполне в духе социалистического общества: надежда возлагается на энтузиазм и сознательность граждан.
Китайские власти создали специальный сайт, на котором посетители могут анонимно оставить информацию о различных беззакониях или выступлениях против режима, появляющихся в Сети. Правительство посчитало, что КНР, где количество пользователей Интернета достигает 100 миллионов и уступает только США, просто необходим такой рычаг государственного контроля.
Более того, министерство информации Китая заявило о начале новой кампании по борьбе с незаконными web-ресурсами. Она была спровоцирована недавним задержанием диссидента Дю Даобина, разместившего в Сети антиправительственное обращение в поддержку другого противника режима – Лиу Ди. В результате Даобину дали десять лет тюрьмы, а правительство всерьез задумалось о «здоровье Интернета».
Что ж, надо отдать властям должное, они не стали действовать в духе соседей из КНДР, где Интернет – именно из-за возможности доступа граждан к «нежелательной» информации – фактически полностью запрещен. Насколько прогрессивно сегодня во всех отношениях северокорейское общество, можно не уточнять.
Ограничить доступ в Интернет равносильно политическому и экономическому самоубийству. Это не просто тормозит развитие, это удар по имиджу страны, фактически отбрасывающий ее в каменный век. С этим фактом приходится, так или иначе, сталкиваться всем без исключения сильным мира сего. По сути, сам факт существования Интернета – на сегодня самый сильный аргумент в пользу свободы слова.