Интернет в Поднебесной — штука спорная, окружённая мифами и до конца ещё не изучена Западом. Китайский Интернет, или Синет, можно сравнить только с НЛО: все о нём знают, но мало кто его видел вживую.
Мифы о Синете
Большинство интернет-жителей планеты Земля полагают, что Китайский Интернет — это оплот сетевой цензуры. Здесь не только блокируют неугодные правительству сайты, но отлавливают блоггеров, интернет-диссидентов, тибетских лам и сектантов фалуньгунь, бьют их палками по почкам и сажают в секретные тюрьмы, периодически расстреливая для профилактики. Можно к этому добавить высокий уровень пиратства и огромное количество рассылаемого спама на бедные наши головы.
Что мы ещё “знаем” о Cинете? Тут самое большое количество интернет-пользователей в мире (более 221 млн. человек), а каждый четвёртый из них ведёт блог. Ах, да, безусловно, все китайские пользователи пишут под собственными именами, а если кто-то использует псевдоним, то наряд “омона” тут же будет отправлен в его сторону.
Несомненно, все китайцы пользуются одним поисковиком – Baidu.com. А если какой-нибудь наглец попробует другой поисковик (например, Google), его всё равно перекинет на Baidu. До кучи, “Яндекс” здесь тоже заблокирован, чтобы не расслаблялся.
На этом список стереотипов о китайском Интернете я хочу закончить, но вы можете на досуге его продолжить.
С чего начиналось
Китай всегда стремился быть мировым лидером, стать “нацией XXI века”, догнать и перегнать старшого брата СССР и капиталистического врага — США. Развивать перспективный Интернет — казалось естественным шагом на пути “завоевания” первенства во всём мире.
Исторической датой открытия китайского Интернета считается 20 сентября 1987 года, когда профессор Цянь Тяньбай из Пекинского научно-исследовательского института вычислительных машин, в рамках проекта CANET (Chinese Academic Network) отправил первое электронное письмо из Китая. Тогда спам не отлавливали (сейчас же к письмам с китайского IP относятся крайне подозрительно) и сообщение было доставлено адресату, в нём было написано: “Через Великую стену — доступ к миру”.
Ирония судьбы – сейчас Великую Китайскую Стену, или Великий китайский фаервол (Great Firewall of China) ассоциируют не с “доступом к миру”, а наоборот, с интернет-цензурой.
При содействии учебных заведений ФРГ и Канады китайский Интернет развивался быстрыми темпами. Уже в октябре 1990 года была зарегистрирована китайская доменная зона “.cn”. И в тот же год официально открылся сервис электронной почты из этой доменной зоны.
Время шло, скорость соединения росла, и Синет стал доступен не только учебным заведениям, но и мирному населению. К 1997 году в Китае насчитывалось более 290 тысяч персональных компьютеров, 620 тыс. пользователей Интернета, 4066 доменов в зоне .cn и 1,5 тысячи сайтов. Уже через два года насчитывалось примерно 4 млн. пользователей, 30 тыс. доменов и 10 тыс. сайтов. В 2007 году китайских доменов было более 5 миллионов.
Кратко о Great Firewall of China
Западные корпорации, видя быстрорастущий рынок КНР, рванули собирать сливки прибыли и на интернет-поприще. Правительство уже тогда углядело не только перспективность, но и потенциальную опасность Интернета. Говорят, IBM и CISCO пошли на одну сделку, чтобы выйти на китайский рынок. Речь идёт о создании “Great Firewall of China” — поискового механизма и интернет-фильтра, разработанного при участии двух упомянутых фирм, и частично Yahoo. И их можно понять, так бы им житья не дали на огромном китайском рынке.
Местное население только успевает покачивать головой, в очередной раз натыкаясь на заблокированную страницу. Да ещё нужно догадаться, что страница заблокирована. Это на Ближнем Востоке о заблокированных сайтах честно предупреждает открывшаяся страница-заглушка. В Поднебесной такого нет. Китайский фаерволл отличается избирательностью, внезапностью и хитростью.
Китайский Фаервол — это не только коварный интернет-фильтр, но и поисковик с огромным словарным запасом на нескольких языках мира (русский словарь предположительно состоит из 1000 слов и словосочетаний). Часто, сайт блокируется не на всей территории КНР, а постепенно, что сеет волнение среди приезжих иностранцев.
Бен пишет Бобу: открывается ли у него “Википедия”?
Боб отвечает, – “Да”.
“Странно, а у меня нет”, – говорит Бен.
Если таких Бенов наберётся человек пять — то можно с уверенностью говорить, завтра новость о очередном заблокированном сайте в Китае облетит весь Интернет. До прошлого года через сайт GreatFirewallofChina.org можно было проверить, какие сайты заблокированы в Китае, но сейчас и этот тест не работает.
Конечно, обойти фильтры — не проблема. Синет переполнен статьями типа “21 способ обойти GFW”, “Как открыть Википедию” и т.п. Иногда попытка обхода фильтра – наказуема. Наказывают в показательных целях, чтобы другим не повадно было.
У коренных пользователей уже выработался определённый сленг, дабы не попасть во внимание Большого Брата. Почти не применяются слова: “фалуньгунь”, “Цзян Цзэминь”, “коммунизм”, “Тибет”, “Тайвань” в сочетаниях со словами “свобода” или “независимость”. А если применяются, то видоизменённые формы этих слов.
Например, не принято говорить “я забанен китайской цензурой”, говорят “я GFWed!”. Или “я гармонизовался” – глагол от “гармонии”, по-китайски “хэ сье”; происхождение слова связанно с каким-то докладом “о Гармоничном развитии страны, СМИ и Интернета”, суть которого в закрытии неугодных газет и сайтов.
Но Большой Брат тоже не дремлет, теперь он ищет и упоминания “гармонии”, а пользователи, тем временем, стали использовать китайский омоним – слово “рак”.
Но это уже китайский веб-андерграунд, в реальности всё проще. Всяким Wikipedia, Google, Flickr, Livejournal здесь есть своя, “правильная” замена.
Google и Wikipedia в топку!
Самый популярный китайский поисковик “Байду” (http://baidu.com), известен всем. Правда это не только поисковик по сайтам, изображениям, видео и музыке. Это также отдельный поиск для инвалидов, детей, поиск по документам, книгам, блогам, новостям, географический поиск (адресов), поиск на жёстком диске, на правительственных сайтах и т.д.
О поиске музыки на “Байду” скажу отдельно — он выдаёт прямые рабочие ссылки на медиафайлы. Он настолько хорош, что аж заблокирован в США. А вы говорите – Китайский Фаервол!
Кроме того, “Байду” — это большая социальная платформа (web2.0 и всё такое). Под одним аккаунтом объединены следующие сервисы:
Байду.Пространство — блог и фотоальбом;
Байдупедия — свободная и “правильная” энциклопедия;
Байду.Посты — многочисленные форумы на всевозможные темы, с фотоальбомами участников. Форум может создать каждый;
Байду.Закладки — социальные закладки на нужные веб-сайты, поисковые запросы и т.д.;
Байду.Знаю — сервис вопросов и ответов, довольно популярный и успешный;
Байду.Знакомства
Байду.Деньги — платёжная система;
Байду.Новости — новостной агрегатор, типа Яндекс.Новости;
Байду.Финансы и Байду.Индекс — огромное количество финансовых сервисов для слежения трендов на бирже, индекса ценных бумаг;
Байду.Закачка — собственная файлообменная система;
Байду.Игры — многопользовательские онлайн RPG, стратегии, гонки;
У Байду имеется также свой картографический сервис – Байду.Карта. Опять же “правильная”, без всяких секретных военных баз и подводных лодок вблизи Тайваня.
Я уже не говорю про тулбар, интернет-пейджер, антивирус и электронный словарь. В общем, зачем мне “Википедия” или Google.Maps, когда есть всё своё, родное и понятное.
Империя электронной коммерции
Про Alibaba (http://www.alibaba.cn) в Рунете неоднократно упоминалось. Прежде всего это крупнейшая в мире B2B-платформа со своей платёжной системой Alipay (https://alipay.com) и интернет-пейджером. На Alibaba крутится не одна тысяча фирм в поисках поставщиков, партнёров и клиентов. Но это “кино не для всех”, а только для юридических лиц.
Для всех остальных существует “дочка” Алибабы – Taobao (http://taobao.com). Это самый большой в Китае интернет-магазин и интернет-аукцион B2C/C2C. Если о Amazon и eBay в Поднебесной почти никто не слышал, то про Taobao снимают рекламный сериал, где сюжет каждой серии сводится к покупке очередной вещи в этом интернет-магазине. А там можно купить практически всё: от одежды, электроники и мебели до аксессуаров секс-индустрии, медицинских препаратов и антиквариата.
Создать магазин на “Таобао” может каждый. Продавать можно всё что угодно, не нарушающее законы КНР. На сайте существует сложная система рейтинга и кредита доверия как для продавцов, так и для покупателей. А самое главное – конкуренция. Что позволяет выбрать на сайте качественный и дешёвый товар.
“Таобао” имеет дикую популярность в Поднебесной. Например, прогуливаясь по обычному рынку можно заметить на вывесках отдельных торговых лавок сайт магазина на “Таобао” и QQ-номер.
Великий Китайский Пингвин
Нет, не Red Flag Linux, а национальный интернет-пейджер QQ (http://www.qq.com). Он также известен как OICQ, Tencent Messenger. Образ пингвина QQ настолько въелся в сознание китайских пользователей, что qq-номер часто называют “ван хао” (интернет-номер). Можно не иметь e-mail, но QQ должен иметь каждый. Древняя китайская примета гласит: потеря QQ-номера к беде. А очередную китайскую копию “Тойоты” так и назвали – QQ.
Да что говорить! – моему другу сделали выговор, когда он не явился на собрание, о котором сообщили в QQ-группе. К счастью, в последнее время QQ стали блокировать на рабочих местах, что дало возможность развитию альтернативных мессенджеров.
Впрочем, это “не просто мессенджер”. Китайцы любят всё по максимуму, поэтому получите – музыку, игры по Сети, платёжную систему, подобие “тамогочи”, блоги и т.п. Не странно ли, что официальные клиенты весят от 25 до 60 мегабайт. А палитра рекламы добивает до конца: всплывающие окна, баннеры в сообщениях, qq-спам.
Можно догадаться, что Большой Брат следит за тобой и здесь. Особым сленгом переписываются и в QQ, при регистрации требуют вводить настоящую информацию, вплоть до номера удостоверения личности, иначе могут “гармонизировать”.
Социальный бум
Популярность социальных сетей не обошла стороной и Поднебесную. Самые известные социальные сети “Сяонэй” (http://xiaonei.com) и “Хайнэй” (http://hainei.com). Обе принадлежат одному хозяину, обе похожи на Facebook и друг на друга. Отличает их всего лишь название: первый переводится, как “в школе”, второй – “в море” (под морем подразумевается жизнь). Ничего не напоминает из русских клонов?
В Китае они пока не имеют такого успеха, как Facebook, и QQ по-прежнему рулит – но всё ещё впереди.
Варезу – да!
Китайское правительство усилило борьбу с пиратством в Интернете. Закрываются или становятся платными китайские варезные сайты, некогда популярные на Западе, EnFull, FullDown, FixDown, на которых можно было скачать не только “кряки”, но полные retail-версии платных программ.
Зато очень популярны и широко развиты файлообменные сети bt и ed2k. Ведутся разработки над национальными заменителями например, Blin.cn (http://blin.cn), который, как утверждается в 50 раз быстрее, чем BitTorrent.
* * *
В заключение хочу сказать, что Синет самодостаточен и спокойно может обойтись без западных сайтов. На один только YouTube приходится более 20 китайских аналогов. Сервисы, похожие на Last.fm, давно предоставляет QQ и Baidu.
В будущем, когда Китай захватит весь мир, это нам будет трудно жить без китайского Интернета, а не ему без нас.