По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, за 11 месяцев 2004 г. общий оборот электронной коммерции в Рунете составил $3,233 млрд. Из них госзакупки составили $2,13 млрд, что в 15 (пятнадцать) раз больше, чем за весь прошлый год.
Как сообщается в отчете о состоянии российс
ого рынка электронной торговли, подготовленном Институтом системного анализа (ИСА), электронная коммерция в России достигла рекордных показателей. За 11 месяцев нынешнего года наторговали в 3,5 раза больше, чем за 2003 г.
Основу для столь впечатляющего роста электронной торговли обеспечило государство. Объем госзакупок, реализованных в России через электронные торговые площадки, составил за 11 месяцев 2004 г. около $2,13 млрд – это в 15 раз больше, чем за весь прошлый год! Все остальные на фоне государства выглядят более чем скромно.
B2B (корпоративный сегмент) – $442 млн (+40% к прошлому году).
B2C (розница) – $662 млн (+38%).
В секторе B2B больше половины объема зарегистрированных сделок в уходящем году обеспечили предприятия топливно-энергетического комплекса ($348 млн). За ними следуют представители металлургической отрасли, которые провели сделок на $42 млн.
В сегменте розничной торговли большинство продаж приходится на компьютеры и оргтехнику.
Компьютеры, комплектующие, оргтехника и канцелярские товары – $290 млн (43,8% рынка).
Бытовая техника – $177 млн (26,7%).
Автомобили и запчастей к ним – $121 млн (18,3%).
Книги, CD, DVD и MP3 – $28 млн (4,2%).
Мобильные телефоны – $9,4 млн (1,4%)
К числу самых значительных игроков в этом сегменте ИСА относит холдинг eHouse (объем продаж за последние два года – $70 млн) а также интернет-магазин “М-Видео” ($10 млн, или 2% от общего оборота компании) и Ozon ($6,21 млн).
По данным опроса крупных российских компаний, интернет для закупочной деятельности использует 44% предприятий. В основном компании закупают вспомогательные материалы, а 46% крупных компаний используют электронную торговлю для покупки сырья. В качестве канала закупочной деятельности 37,5% предпочитают использовать сайт поставщика, 25% – В2В-площадки, 24% – собственный сайт, 23% – корпоративные сети, 12,5% – электронную почту.
Для реализации товаров и услуг интернет используют 61% крупных предприятий. Основным каналом продаж является собственный сайт компании (83%). Через корпоративные сети товары реализуют 17%, а через В2В-площадки и электронную почту 9% и 8,3% компаний соответственно. Эффективность использования интернета для реализации товаров и услуг 55% опрошенных оценивают “скорее позитивно”, 42% – “очень позитивно” и 3% – “нейтрально, негативно”.
Электронная цифровая подпись используется в деятельности 2,4% крупных российских компаний.
В отчет ИСА не вошли другие важные показатели развития электронной коммерции в России в 2004 г.
Интернет-реклама: более $20 млн (0,6% от общего объема рекламы в России).
Туристические услуги: $4,16 млрд (16% всего объема рынка).
SMS-услуги: более $45 млн (прогноз).
Интернет-казино: $5–6 млн (прогноз).