Компания РБК решила вложить в развитие развлекательных онлайнсервисов более $120 млн. И хотя российский интернет становится выгодным объектом инвестиций, эксперты удивлены величиной заявленной суммы рынок может не переварить таких вливаний.
Компания РБК объявила о намерении истратить боле
$120 млн на развитие так называемого “неделового сегмента”. Большая часть этой суммы будет потрачена в 2007 году на такие проекты, как онлайнгейминг, развлекательные порталы, сайты знакомств, блоги. Планируется также, что средства компании пойдут на новые приобретения. Около $10 млн компания намерена истратить на развитие новых технологий для онлайнмедиа. В самой компании отказались от подробных комментариев, однако, как заявил газете “РБКdaily” председатель совета директоров ОАО “РБК Информационные Технологии” Герман Каплун, в новых проектах компания намерена получать 75% доходов от рекламы и еще 25% от платных сервисов. По заявлению компании, РБК надеется к 2010 году получить от “неделовых” интернетпроектов выручку в $70 100 млн.
Инвестиции в российский сегмент интернета в последнее время стремительно растут. Поэтому желание РБК заработать на новых сетевых услугах неоригинально.
Более того, увеличился интерес к частным сервисам к тем проектам, которые имеют дело с персональным творчеством посетителей сети.
Напомним, что в январе этого года южноафриканская компания Naspers приобрела за $163 млн 30% российского портала Mail.Ru. Кроме того, летом компания SUP приобрела у SixApart русский сегмент ЖЖ за $20 млн. Здесь русский сегмент выступает вполне в русле мировой интернетмоды например, в мире также отмечается рост интереса к блогсервисам. Австралийский медиамагнат Руперт Мэрдок заплатил в прошлом году за самый крупный блогпроект в мире MySpace $580 млн.
“Заявление РБК связано и с приходом Naspers, и с SUPом”, считает директор по блогам SUPFabrik Антон Носик. Кроме того, по его мнению, таким образом публичная компания не столько сообщает инвесторам о намерениях, сколько отчитывается по тому, что уже сделано, ведь РБК не будет запускать свой неделовой сегмент “с нуля”. В сентябре 2005 года компания приобрела контроль над фотохостингом Photofile.Ru. Тогда же РБК приобрел портал анекдотов Anekdot.Ru. РБК также осуществляет собственный блогпроект BlogOnLine.Ru. Также, по слухам, именно РБК стоит за продвижением портала знакомств LovePlanet.Ru, однако официально эта информация не подтверждается.
Интерес инвесторов к подобным сервисам связан с тем, что рынок рекламы в интернете в России очень быстро растет. По данным агентства MindShare Interaction, объем рынка интернетрекламы в России в 2006 году достиг $187 млн. По данным экспертов агентства, рынок может вырасти в 2007 году и до $300 млн. Правда, эксперты, обсуждая приход денег в российский интернет, начали говорить о том, что это может стать началом очередного “виртуального пузыря” именно по похожему сценарию развивался интернетрынок в конце 90х.
Однако затем огромное количество сетевых проектов, рассчитывающих на заработки от рекламы, разорилось, что на несколько лет подорвало интерес инвесторов к этому сегменту.
Мнения экспертов относительно необходимых рынку объемов инвестиций разделились. “Нормальные, адекватные деньги”, оценивает потенциальные вложения РБК Руслан Чачанов, медиадиректор Liveinternet. Он считает, что заявление РБК показывает: именно неделовая ниша сейчас является наиболее востребованной. Однако по мнению Антона Носика, заявленный объем инвестиций это очень большая сумма. “На эти деньги можно купить три “Мамбы”, говорит Носик, имея в виду популярный сайт знакомств Mamba, который был куплен осенью 2005 года за $20 млн. Причем, по данным ИК “Финам”, “Мамба” получила 85% прибыли всего российского рынка знакомств, которая была оценена в $34 млн. Впрочем, Носик уверен в том, что вложения окупятся. “Если бы у РБК были какието сомнения, они бы не стали вкладываться в подобные проекты”, считает Носик.
Специалисты считают, что блоггерские проекты и сайты знакомств будут развиваться и дальше, принося определенную прибыль. Зато перспективы геймерского направления сейчас оценить трудно.
В сети сейчас присутствует множество различных игровых порталов, однако их рентабельность пока вызывает сомнение.
Вполне перспективным может оказаться и развитие азартных игр в сети решение российских властей выгнать игорные заведения из городов неизбежно подхлестнет интерес игроков к интернетсервисам. Однако этот сегмент является рискованным прежде всего изза того, что государством не определены правила игры.