Мы сами способны следить за собой – считает эксперт, Андрей Рихтер, директор Института проблем информационного права (г.Москва). Его мнение приводит “Новая газета”.
Деятельность в виртуальном пространстве уже подпадает под действие российских законов, а также международных соглашений и обязател
ств нашего государства. Все правовые вопросы, связанные с Интернетом, можно разделить на проблемы свободы доступа к Сети и контроля над содержанием сообщений в Сети.
Первая группа связана с тем, что руководствуясь конституционными гарантиями свободы слова государство не должно препятствовать праву граждан на общение при помощи Сети.
Вторая группа вопросов связана, например, с тем, что Интернет радикально облегчает возможность передачи конфиденциальной информации на большие расстояния, причЈм позволяет это делать моментально, без таможенных и пограничных формальностей. Если раньше шпионам, для того чтобы передать фотокопии секретных документов, приходилось при перевозке за границу прятать ролики с фотоплЈнкой, то теперь для того, чтобы передать “в Центр” такого рода информацию, достаточно просто послать еЈ по сети Интернет. Это усложняет задачу государства по охране своей безопасности, по охране государственной тайны, но и не делает эту задачу невозможной. При этом происходит нарушение права граждан на тайну переписки, но в цивилизованных странах делается это, как правило, только с разрешения суда.
Создаются управляемые спецслужбами системы контроля за пересылаемыми по Сети сообщениями. Именно такая система, “Эшелон”, организована пятью странами Запада под руководством США. “Эшелон” позволяет перехватывать большую часть телекоммуникационного обмена в странах Запада, оцифровывать еЈ и сканировать с помощью интеллектуальных технологий контекстного поиска для нахождения определЈнных ключевых слов. Эта система обеспечивает практически глобальный контроль за международными, а в ряде случаев и внутренними телефонными переговорами, телексом, телефаксом и электронной почтой. В свое время именно благодаря “Эшелону” смогли быстро – уже через три дня – обнаружить злоумышленника, запустившего в 2000 году в Интернет вирус “I love you”, который поразил компьютеры почти во всЈм мире: просмотрев всю перехваченную почту, спецслужбы в конце концов вышли на первого отправителя сообщения.
У американцев есть также система “Карнивор”, позволяющая отслеживать и анализировать всю входящую и исходящую электронную почту. Из огромного потока информации программа выбирает файлы, которые относятся к конкретному человеку.
Подобного рода систему создали и в нашей стране – это пресловутый СОРМ-2. СОРМ – “Система технических средств содействия оперативно-розыскным мероприятиям” – позволяет Федеральной службе безопасности отслеживать интересующую еЈ информацию и каналы, по которым она идЈт. “Под колпаком” оказываются в первую очередь электронные АТС, фирмы-провайдеры Интернет-услуг, пейджинговые компании и компании по предоставлению мобильной телефонной связи. К помощи СОРМа помимо ФСБ могут прибегать МВД, налоговая полиция и др. – всего восемь субъектов. Разработка и установка СОРМа в России объясняется необходимостью усиления борьбы со шпионажем и террористической деятельностью.
На мой взгляд, оснований для создания дополнительных законов в этой сфере нет. На сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернету.
Нормы, которые можно было бы применить к отношениям, возникающим “по поводу Интернета”, должны быть “разбросаны” по законодательным актам различных отраслей права: об интеллектуальной собственности, компьютерного права, законодательства о телекоммуникациях (связи).
Наиболее продвинутая в развитии Интернета страна, Соединенные Штаты Америки, имеет и самое развитое законодательство в этой сфере. В одном только штате Калифорния принято около двадцати законов, затрагивающих отношения в Сети. В 1996 году в США был принят федеральный закон “О телекоммуникациях”. Этим актом был модифицирован федеральный закон 1934 года “О связи”. Новый закон в основном касается технических сторон телекоммуникаций – развития конкуренции, доступности межсетевых соединений, формирования тарифной политики и т.п.
Цивилизованное право сегодня – это принятая в ноябре 2001 года государствами – членами Совета Европы (включая Россию), а также США, Японией и Канадой Конвенция о борьбе с киберпреступлениями. Страны, подписавшие эту конвенцию, обязуются бороться с незаконным использованием Сети для фальсификации баз данных, распространения компьютерных вирусов, нанесения ущерба интеллектуальной собственности, распространения детской порнографии. Конвенция также обязывает Интернет-провайдеров сохранять свои архивы на случай возникновения необходимости их проверки компетентными органами. Судя по откликам на законопроект, его авторы этот документ во внимание не приняли.
Спектр правовых возможностей в области регулирования и контролирования Сети может быть неограниченно широким, вплоть до полного запрета неавторизованного пользования Интернетом частными гражданами. Инициатива эта вызвана, как представляется, желанием прославиться и оказаться в зоне общественного внимания и интереса. Интернет – это модно, современно и загадочно. Что до последствий, надеюсь, что главным будет усиление стремления Интернет-сообщества самоорганизоваться и выработать собственные правила поведения, не ожидая драконовских законопроектов, т.е. громогласно заявить: “Мы сами способны очистить свои ряы”.
Наша модель – всегда российская. И надо добиваться того, чтобы эта модель не душила гарантированных Конституцией свобод.