Мэтью Соларс (Matthew Sollars) опубликовал первую порцию списка источников дохода, которые может использовать интернет-медиа. Список составлен по результатам обзора существующих практик СМИ в США и Европе. Упор сделан на инновационные подходы, поэтому в список не включён основной источник – баннерная реклама. Я публикую этот список специально для тех скептиков, которые активно отмахивались и ёрничали в комментариях под моими заметками и переводами о бизнес-моделях для интернет-СМИ, опубликованными ранее. Разумеется, в России реалии иные, тем не менее чужой опыт может оказаться полезным.

Итак, список.


Новые варианты рекламы


Подходит для: всех.

Купоны и предложения дня
Хотя Твиттер и обещает изменить наши представления о способе доставки купонов и предложений, для рекламодателей пока всё-таки легче использовать СМИ, чтобы охватить большую аудиторию разом. Для газеты The Ann Arbor News теперьпредложения дня – основной источник доходов. MinnPost недавно запустила сервис «рекламы в режиме реального времени». Другие пытаются построить бизнес, используя частные объявления объёмом до 140 знаков. Здесь хорошие возможности для гео-таргетинга и гиперлокального контента.

Спонсорские публикации
Сайты типа Paid Content начали использовать новые рекламные слоты прямо в списке своих публикаций. Они выглядят как обычные посты, но в них не указан автор, и написаны они рекламодателем.


Видео


Подходит для: всех.

Старый проверенный формат для нового типа медиа. Поскольку стоимость организации видео на сайте резко упала, рекламодатели активно ищут возможности пропихнуть свою рекламу на новостные сайты. Многие уже экспериментируют, включая рекламу перед показом своего контента (pre-roll) и организуя всякие примочки для отображения её во время показа. 


Электронная коммерция


Подходит для: медиа в крупных городах

В Штатах много ребят, которым удалось заработать на брендированых товарах типа кружек и футболок с логотипом. Но вобщем-то электронная коммерция недалеко ушла от этого. Исключение составляет радио, которое использует программу аффилиатов Amazon. А в Объединённом Королевстве газета Telegraf разработала контекстный онлайновый магазин. Разумеется, разработка магазина, который анализирует текст публикаций и предлагает релевантные товары, обошлась дорого. Пришлось повозиться и с выбором поставщиков. Забавно, что наибольшим спросом у Telegraf стали навесы и панамы, тем не менее для них это важный источник дохода.
Они также установили систему отчислений за транзакции, совершаемые с их сайта. Газета берёт процент за спортивные ставки и оформление ипотеки, сделанные в разделе «Спорт» и «Личные финансы». Это распространено и в США на сайтах, которые продают билеты на спортивные и культурные мероприятия. Даже The New York Times увлеклась этим.


Платный контент


Подходит для: медиа в крупных городах

С падением доходов от рекламы газеты по всей стране всерьёз рассматривают оформление платной подписки на онлайновый контент. Несмотря на то, что закрывая доступ к контенту, вы ограничиваете свою читаемость, издатели типа Walter Hussman, издающего The Arkansas Democrat-Gazette, утверждают, что онлайновая подписка помогает предотвратить эрозию печатной подписки (и держать высокие цены на рекламу), потому что они ничего не отдают бесплатно онлайн.
Новые бизнес-модели, совмещающие подписку и микроплатежи, уже на подходе. Крупные газеты говорят о том, что всё больше смотрят в сторону учётной читаемости по образцу той, что использует Financial Times. Она позволяет читателю просмотреть 10 публикаций бесплатно, а далее просит платить.


Списки и базы данных


Подходит для: медиа в крупных городах, бизнес и других отраслевых изданий

Продажа данных была крупным источником доходов для газет и еженедельников типа Crain, и этот рынок никуда не девается. Часть данных можно публиковать бесплатно, интегрируя в них рекламу. Полные объёмы можно продавать разово, за неограниченный доступ к данным просить оформлять годовую подписку.
Отдельный сборник списков (топ-бизнес по отраслям, юридические услуги по районам, наиболее активно растущие микрорайоны и т.п.), издаваемый раз в год, привлечёт внимание крупнейших рекламодателей и увеличит известность вашего бренда.
Эта категория раскрывает также большие возможности для мобильных приложений. Почти всё, что вы продаёте в списках и базах данных, можно совместить с гео-таргетингом. Будет отличное приложение.


Мобильные технологии


Подходит для: всех

Возможность для заработка очевидна: берите плату за мобильное приложение, которое доставляет свежие новости, или берите плату за доставку новостей по SMS. Опыт Apple показывает, что люди платят за мобильные приложения. Как утверждает Марк Потс (Mark Potts), даже гиперлокальным медиа стоит заняться этим, потому что это недорого. Кроме того, в приложение можно встроить рекламу.
Очень интересные идеи появляются каждый день в области гео-таргетированной рекламы на мобильных устройствах. Подумайте над возможностью совмещения гео-локации и своих баз данных.


Премиум продукты


Подходит для: медиа в крупных городах

Наряду со своим онлайновым магазином британская Telegraph значительные доходы получила от продажи подписки на свой сайт пазлов CluedUp и фантастических спортивных игр. Про фантастические виды спорта, возможно, уже стоит забыть в США, но игры и пазлы остаются премиум сегментом, который может привлечь значительное число подписчиков. При гипотетическом рынке крупного города в 5 миллионов жителей, если привлечёте внимание консервативного миллиона, убедите хотя бы 2% из них оформить годовую подписку, и вы получите крупный стабильный источник дохода.


Нишевые веб-сайты


Подходит для: медиа в крупных городах

Медиа крупных городов должны отказаться от брендированых публикаций, нацеленных на специфические сообщества по интересам. Надо делать не разовые или серийные публикации, а отдельные сайты. Может быть, где-то сработает сайт о школьном спорте, но в большинстве случаев прибыльным станет сайт с более широким охватом образования вообще, типа New York’s Gotham Schools. Очевидно, что в новой децентрализованной экосистеме новостей эти нишевые сайты могут быть абсолютно независимыми. Интересный факт: The Voice of San Diego сейчас думает над тем, как сделать нишевой сайт вокруг кладбищенской тематики.


Пожертвования


Подходит для: некоммерческих медиа, журналистских расследований, нишевых изданий, политических (в том числе оппозиционных)

Пожертвования – отличный источник доходов для некоммерческих СМИ, потому что жертвователи могут потом использовать их для снижения своих налогов. Но и коммерческие СМИ не брезгуют протянуть кружку для сбора. Дэвид Боракс (David Boraks), издающий DavidsonNews.net, весьма преуспел с сборе того, что он называет «добровольными подписными платежами».
Spot.Us пошли дальше. Они разрешили читателям платить понемногу за статьи, которые им нравятся.


Печатные версии


Подходит для: медиа крупных городов, гиперлокальных медиа, коммерческих медиа, некоммерческих медиа 

Печатаемые раз в неделю или месяц версии изданий могут помочь заработать денег. Многие рекламодатели, особенно на локальном уровне, предпочитают видеть свою рекламу в печатном виде. Гиперлокальные медиа могут последовать примеру немецкого издания MyHeimat, которое использует обратную модель – печатает бесплатный еженедельник. Печатный продукт, даже тот, что издаётся один раз в год по случаю какого-то события, помогает повысить известность, что приведёт к повышению цен на рекламу. Регулярный выпуск печатных версий может помочь вам начать зарабатывать на распространении чужих вкладок, которое остаётся весьма прибыльным.

Медиа крупных городов могут производить тематические выпуски (скорее, ежемесячные), чтобы обеспечить себе продажи. Гиперлокальным следует посмотреть на еженедельные, как рекомендует Лиза Вильямс (Lisa Willams) из Placeblogger.com. Наилучшим решением, по её словам, для гиперлокального блоггера будет издание еженедельного обзора магазинов. За сравнительно небольшую стоимость – примерно в 2 раза дешевле, чем у большинства местных издателей – блоггер может охватить свою территорию и расширить базу рекламодателей. Ресурсы типа printcasting.com помогут снизить расходы на печать, что увеличит маржу. Однако, придётся потрудиться. Вильямс говорит: «Основная проблема – это то, что всё делаете вы лично. Вы сами придумываете дизайн, верстаете. А это много работы, там много мелочей».


Специальные репортажи


Подходит для: некоммерческих медиа, журналистских расследований 

Издание The Voice of San Diego рассказало нам, что собирается производить расследования по частным запросам на коммерческой основе. Хотя до сих пор ни одного такого не было сделано, они надеятся, это поможет диверсифицировать их доходную базу. Нечто похожее может сработать и для других некоммерческих медиа, специализирующихся на расследованиях.

Специализированные рекламные услуги


Подходит для: медиа крупных городов, гиперлокальных медиа

Предложение актуально для медиа в крупных городах и компаний, оказывающих услуги в сфере образования, повышения квалификации, кроме того можно кооперироваться с рекламными агентствами, занимающимися продажами рекламы онлайн. Вам нужно начать оказывать платные консультации по способам рекламы в вашем медиа, разработать обучающие курсы и брать за это деньги.
Для гиперлокальных медиа тут, пожалуй, даже больший простор. Некоторые из них уже обучают местный бизнес. Кое-кто даже берёт на себя заботу об их сайтах. Это дополнительный доход.
Здесь же есть возможность организации услуг прямого маркетинга (direct marketing) посредством интернет. Вы можете брать деньги либо за разработку рекламной кампании, либо за количество получателей рассылаемых вами e-mail.


Биржа бизнес-услуг


Подходит для: медиа крупных городов, бизнес-изданий

Вы можете организовать платформу, на которой местный бизнес может публиковать информацию о своих услугах, искать подрядчиков, объявлять тендеры. Здесь же местная власть разместит объявления о госзакупках и конкурсах. За доступ к платформе бизнес будет платить. Такие сайты уже существуют, но вы лучше знаете местный бизнес, имеете прямой доступ к рынку. Кроме того, такой нишевой аудитории будет легче продать ваши специализированные медиа-продукты: аналитику, обзоры, исследования.
Попутно организуйте каталог компаний и предприятий.


Членство


Подходит для: всех

Радиостанции уже десятки лет пользуются этой схемой, раздавая сумки, шапки, зонты за платежи в их поддержку. Как показывает пример Нью-Йорк Таймс, теперь это работает и для газет.
Необязательно концентрироваться на сувенирах. Таймс для своих членов организует встречи с популярными журналистами. Похожая схема может работать и с доступом к отдельным видам контента, мероприятиям.


Организация мероприятий и промоушен


Подходит для: всех

Если успех онлайнового медиа зависит от способностей развивать и общаться со своей аудиторией, то сбор аудитории в реальной жизни – это способ заработать. The Voice of San Diego считает, что организация мероприятий это способ донести свой контент до читателей, будь то анализ прошедших выборов или экономический форум.
Brooklyn Based организует и рекламирует массу таких мероприятий и берёт процент от проданных билетов. Доходы от этой деятельности значительно превышают те, что поступают от рекламы на сайте. Блог Brownstoner.com организовал невероятно популярный блошиный рынок. Его автор Джонатан Батлер (Jonathan Butler) сказал, что рынок принёс ему намного большую пользу, чем открытие представительств в других городах.


Кафе


Подходит для: медиа крупных городов

Вот вам экстремальный вариант формирования аудитории – открытие собственного кафе. Чем возводить башни своих офисов до небес, организуйте редакцию и ньюсрум прямо в гуще народа. Кафе поможет вам построить бренд, разумеется, если кофе будет вкусным, а заодно станет площадкой для ваших мероприятий.
Эта идея уже воплощена проектом Futuroom, целью которого является «воссоединение газет с читателями и рекламодателями на основе ближайших нужд по соседству».


Новая модель дистрибуции и доходов


Подходит для: медиа крупных городов и нишевых изданий

Новые модели дистрибуции предложат медиа новые способы заработка в ближайшее время. Отдельные газеты уже открыли API для доступа к своему контенту и базам данных.
Система обратного синдицирования позволяет журналистам зарабатывать независимо от ссылок и кликов. Politico.com создало сеть, в которую члены могут публиковать свои статьи, а к ним прикрепляется реклама. Затем участники сети получают свой процент в зависимости от того объёма показов, который привлекли их материалы. Такая схема скорее всего лучше сработает в национальном масштабе, но если сделать для неё специальный фреймворк, она будет эффективной и для медиа крупных городов, и для нишевых изданий.
Стоит обратить внимание также на возможности создания встраиваемых газет, предоставляемые Apture и Google Web Elements.


Подарочные карты


Подходит для: медиа крупных городов

Несколько загадочная система, в которой медиа типа Times-Leader продаёт рекламу в обмен на подарочные сертификаты. Потом читатель покупает эти сертификаты за полцены у медиа. Все остаются с наваром.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.