Существует классическая формула маркетинга из четырех основных составляющих:
– Анализ
– Планирование
– Исполнение
– Контроль.
То есть, если вы создаете новый или раскручиваете существующий бизнес, вам необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, н
который вы претендуете, четко спланировать свою маркетинговую стратегию, произвести все необходимые работы и потом тщательно контролировать его выполнение. На сто процентов приемлема эта схема и при работе по продвижению веб-проектов. Причем, наверное, самое немаловажное место в этой формулировке занимает анализ текущей ситуации сайта и положения на рынке. Всем, кто хоть как-либо имел дело с продвижением веб-проектов, понимает, что это – очень затянутый по времени процесс и начинает себя окупать не скоро. И при таком раскладе исходные установки, на которых будет базироваться вся работа, имеют определяющее значение – ведь если они будут изначально неправильны, то срок повторных работ, будучи и без того немалым, удвоится.
Итак, приступим к анализу. Для начала возьмем сайт. Обычный сайт, не особо балованный посетителями, ориентированный на конкретную аудиторию и предлагающий определенный вид товаров или услуг. Наша цель – вывести его на первые страницы поисковиков и направить к нему целевой трафик. Но для того, чтобы приступать к работе, необходимо дать ответ на целый ряд вопросов. Нужно знать причины, почему существующий сайт не занимает лидирующие позиции, откуда приходят посетители, как они переходят с одной страницы сайта на другую, и главное – почему они покупают или не покупают товары, предложенные на нем, то есть, оценить степень оптимизации и уровня юзабилити сайта (удобства для пользователей).
При такого рода анализе следует учитывать, какие поисковики дают больше всего трафика, какие страницы являются наиболее популярными точками входа, как ведут себя посетители, на какие страницы переходят и почему. И главное – доходят ли посетители до конечной цели сайта – страницы заказа, или покидают сайт, не найдя таковой. Зачастую посетители покидают сайт из-за того, что попросту не могут разобраться в навигации по сайту. Такая информация просто необходима для начала работ по улучшению и оптимизации ресурса.
Нужна точная и гибкая система статистики, позволяющая просмотреть данные о посещаемости сайта во всех возможных плоскостях. На данный момент существует два распространенных способа отслеживания статистики посещений – счетчики и лог-анализаторы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Как правило, счетчики годятся для широкого круга пользователей, лог-анализаторы же используют более опытные вебмастера.
Конечно, оптимальное решение – это комбинация обоих видов сбора информации, но такие сервисы пока редкость. Пользователи могут комбинировать оба вида услуг, таким образом, восполняя недостатки одной системы преимуществами другой.
Что же должен уметь счетчик? Точнее, что он должен показывать? Возьмем главные требования к среднестатистическому счетчику:
– Кто пришел. Здесь должна отображаться информация о пользователе, пришедшем на ваш сайт (его IP, браузер, ОС)
– Реферер, то есть, страница, с какой он пришел. Жизненно важный фактор. Поможет вебмастеру планировать и анализировать эффективность рекламной стратегии, ведь по этой информации можно делать выводы о том, стоит ли продолжать рекламироваться на той или иной площадке.
– Время заходов, желательно полная информация о времени всей сессии пользователя на сайте, время пребывания на каждой странице и т. д.
– Общая статистика посещаемости, желательно с детальным распределением по времени
– Информация о хостах, посетителях, хитах и сессиях
Но ни на одном счетчике нет следующей информации:
– Загрузка архивов, мультимедийных файлов, флеш-объектов и др.
– Объем трафика
– Анализ кодов доступа к страницам 404, 403
– Информации об исполнении скриптов в браузере при заходе на страницы
Лог-анализатор выдает много лишней информации, которую следует отфильтровывать, но помогает, например, при отслеживании хакерских атак.
В большинстве (если не у всех) счетчиков есть информация о путях посетителя по сайту – начиная с точки входа и до последней страницы. Это осуществляется с помощью cookie, который устанавливается JavaScript’ом на вашем компьютере и служит вашим уникальным идентификатором для данного счетчика. Это cookie, или кукис и послужит источником информации о количестве уникальных посетителей на сайте, или же хостов. Этот же JavaScript “вытягивает” информацию о цветности и разрешении экрана. Но если на браузере посетителя запрещены кукисы, то он попросту останется неучтенным. Также на браузере может быть отключена поддержка JavaScript – еще один источник неточности.
Как известно, в больших офисах, как правило, пользователи выходят в Интернет через прокси-сервер, который присваивает одинаковый IP-адрес всем пользователям. То есть, теоретически, даже если в корпорации работает 100 человек, и десять из них (представим себе) зайдут на ваш сайт, то сервер зафиксирует их как одного посетителя. Если вы ориентируетесь на корпоративного клиента, то погрешность получается весьма ощутимая.
Тем не менее, пока, приходится комбинировать два вида сбора статистики и находить середину. К сожалению, показания счетчиков и лог-анализаторов могут различаться в десятки раз.
P.S. Как показала практика, внутренние счетчики с использованием базы данных типа MySQL, очень чувствительны к нагрузкам. Что не скажешь о анализаторах логфайлов. У вебмастеров посещаемых порталов обычно нет выбора как поставить логанализатор или наращивать “железо” чтобы снизить нагрузку на MySQL.
Рекомендуемые ресурсы:
· Счетчик платный http://cnstats.com
· Логанализатор бесплатный http://awstats.sourceforge.net/