По мнению западных экспертов, Россия продолжает осуществлять пионерские исследованияв области разработки генераторов плазменных облаков. Это позволит по-новому подойтик проблеме снижения видимости боевых самолетов на экранах радаров.
Несмотря на скудную информацию, стало известно, что в ФГУП “Ис
ледовательскийцентр им. М.В. Келдыша” под руководством академика РАН Анатолия Коротеева разрабатываетсяплазменный генератор весом около 100 кг, который может быть установлен на тактическийистребитель. Прототип прошел испытания на моделях и на борту реального самолета.Предполагается, что первым самолетом, оснащенным подобной системой, станет ударныйистребитель Су-32/34.
Принцип действия системы западным специалистам видится следующим образом. Генератор,питаемый отдельным источником энергии, ионизирует воздух, окружающий самолет- скорее всего, передние кромки аэродинамических поверхностей. Ионизированныйвоздух в граничном слое “обтекает” самолет, скрывая его в непроницаемом для вражескихрадаров плазменном облаке. Генератор, по всей видимости, потребляет очень многоэнергии, и, возможно, система будет включаться только при обнаружении самолетарадаром противника. Плазменное облако, окружающее самолет, сделает невозможнойтакже и радиосвязь с ним; эта проблема, возможно, будет решена путем созданияв облаке специальных “прорех”. Вследствие значительного веса система и оченьвысокого энергопотребления система, как предполагается, предназначена скореедля самолетов класса Су-32, чем для более легких МиГ-29.