Палеонтолог Санкар Чаттерджи (Sankar Chatterjee) из Техасского технического университета(Texas Tech University) и авиационный инженер Джой Темплин (Joe Templin) из Канадскойнациональной аэродинамической лаборатории (Canadian National Aerodynamics Laboratory)провели детальное исследование полЈ
та птерозавров — подлинных “драконов” мезозойскойэры.
В этой работе учЈные впервые постарались самым тщательным образом соединить всЈизвестное об анатомии летающих ящеров с новейшими компьютерными моделями обтеканиякрыла. В результате исследователи пришли к выводу, что древние ящеры могли бымногому научить авиаконструкторов.
Оказалось, что эти гигантские “драконы” (размах крыльев некоторых из них превышал10 метров) были способны на длительный машущий полЈт с активным набором высотыи максимальной скоростью в 15 метров в секунду. Утверждение авторов работы расходитсяс распространЈнным мнением, что летающие ящеры могли лишь планировать.
Птерозавры могли в значительной степени менять форму крыльев во время полЈта,отклоняя четвЈртый палец, к которому у этих животных крепился конец крыла-перепонки.Также они могли сильно изменять кривизну поверхности крыла, благодаря наборудлинных мышечных волокон и сухожилий, составлявших “каркас” несущей поверхности.
Но главное: крыло птерозавра было чувствительным сенсорным органом, позволявшимящеру ощущать распределение давления воздуха по всей его поверхности, срыв потоковвоздуха и так далее. При этом задействовались особые каналы внутреннего уха ящера.
Так что птерозавры были живым воплощением идеи “морфинг-самолЈта”, к которойлишь теперь осторожно подходят авиаинженеры. Напомним, эта концепция — кардинальноеразвитие крыла с изменяемой стреловидностью, предусматривающая очень большиевозможности трансформации крыла в воздухе и активной адаптации аэродинамики машинык условиям полЈта.